Сначала необходимо все-таки разобраться с отрывком из статьи В.Б. Помелова. Ее просмотр на научном сайте составил более 1300 раз, а вдруг все они поверили тому, что написано?
Иван Яковлевич Яковлев родился 18 (30) апреля 1848 г.
Он родился 13 (25) апреля, в честь его дня рождения 25 апреля мы справляем «День чувашского языка».
в чувашской деревне Кошки-Новотимбаево Бурундуковской волости Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан) в семье бедного крестьянина-чуваша.
Портреты И.Я. Яковлева в разные годы его жизни
Продолжая предыдущую публикацию, всё-таки хочется еще раз напомнить – конечно интересно, что, оказывается, в 19 веке были дворяне из чувашей, но важно – они не отказались от чувашского языка, признавая его своим родным. (Как они стали дворянами? Agabazar в своих комментариях напутал основательно). Это их – чуваш-дворян личное достоинство и самоуважение. Жаль, что мы не знаем кто они, зато мы хорошо знаем о других знаменитых чувашах 18, 19 веков – Никита Бичурин, Петр Егоров, Спиридон Михайлов и другие.
К статье «Ваше превосходительство – незаконнорожденный инородец» есть комментарии, и часть из них, как нельзя лучше, иллюстрирует современное положение с образом И.Я. Яковлева.
Например, Agabazar приводит интересные сведения о Кайсаровых, связанных по своему происхождению с чувашами, и пишет, что Кайсаров Василий Семенович (1751–1820) – дворянин и несомненный чуваш. Какой дворянин? Да, Кайсаров-отец – чуваш (с большой долей вероятности), во всяком случае родился в чувашской деревне и учился в Казанской новокрещенной школе, предназначенной именно для инородцев.
В Чувашской энциклопедии в т. №1 в статье «Дворянство» есть такие сведения: «В конце 19 века четверо чувашей получили потомственное дворянство (среди них И.Я. Яковлев)».
К сожалению, здесь – ошибочка вышла – в конце 19 века Яковлев не был потомственным дворянином, с 1878 г. он – личный дворянин. Это также дворянское звание, но более мелкого пошиба, не передававшееся по наследству.
А вот в 1904 году Яковлев получает чин 4 класса (действительный статский советник) и право на звание потомственного дворянина.
Ровно 300 лет назад, в 1721 г. немецкий ученый Даниил Готлиб Мессершмидт совершил выдающееся открытие. В долине реки Енисей он обнаружил (и главное — понял его научное значение) каменный обелиск, покрытый знаками неизвестной письменности. Это было то, что он назвал рунической письменностью (не путать с германскими рунами — это другая система).
Позднее, и в Азии, и в Европе были найдены и другие надписи. В 1893 г. датский ученый Вильгельм Томсен и немец по происхождению В.В. Радлов (Фридрих Вильгельм Радлов) расшифровали тексты, обнаруженные на р.
точнее, почему чуваш не желает быть чуваш. (А «Почему чуваш – чуваш» см. ссылка).
Причин этому явлению несколько:
1-я причина. Ложные стереотипы о чувашской народной культуре (об этом см. часть 1).
2-я причина. Негативизация этнонима чуваш с XIX и до конца ХХ в.
точнее, почему чуваш не желает быть чуваш. (А «Почему чуваш – чуваш» см. ссылка).
Причин этому явлению несколько:
1-я причина. Ложные стереотипы о чувашской народной культуре (об этом см. часть 1).
2-я причина. Негативизация этнонима чуваш с XIX и до конца ХХ в. (инвективная коннотация этнонима чуваш). (об этом см. часть 2).
точнее, почему чуваш не желает быть чуваш, (а «Почему чуваш – чуваш» см. соответствующую статью).
Причин этому явлению несколько:
1-я причина. Ложные стереотипы о чувашской народной культуре (об этом см. часть 1).
2-я причина. Негативизация этнонима чуваш с XIX и до конца ХХ в. (инвективная коннотация этнонима чуваш), то есть слово чуваш, могло восприниматься как некое оскорбительное внеэтничное наименование.
точнее, почему чуваш не желает быть чуваш. Это нежелание проявляется, прежде всего, в виде двух фактов:
1. Уменьшение количества людей обозначающих свою этничность как чуваш. Результаты переписи 2002 года, по сравнению с 1989 годом, известны – уменьшение количества чувашей примерно на 200 тысяч человек, в основном, за счет населения вне территории Чувашии. Возможно, что на этот процесс повлияло снижение рождаемости, но помимо этого, имеется явление, называемое деэтнизацией. К примеру, официальные данные по переписям 2002, 2010 годов по нашей республике:
Количество рождений у чувашей и татар выше, чем у русских женщин, но увеличение количества малышей за эти годы выше у русских, чем у чувашей и татар.
Данный текст является очень кратким упрощенным переложением (с небольшими отступлениями) научных статей д.ф.н. Егорова Н. И. Желающие могут ознакомиться со строго научным изложением данной темы в его сборнике «Избранные труды по этнолингвогенезу и этнической истории чувашского народа. Книга 2», статьи «К этимологизации этнонима чӑваш «чуваш» и «Бесермяне и чуваши — этнонимы отконфессионимного происхождения».
Этнонимы это названия народов. Они общеизвестны, например, чуваши, татары, русские, узбеки, казахи, испанцы и т.
Шупашкарта ҫывӑх вӑхӑтра (03.01.2025 03:00) тӗтреллӗ ҫанталӑк, атмосфера пусӑмӗ 734 - 736 мм, 0 - 2 градус ӑшӑ пулӗ, ҫил 4-6 м/ҫ хӑвӑртлӑхпа кӑнтӑр енчен вӗрӗ.
| Паасонен Хайкки, финн-угр чӗлхисен паллӑ тӗпчевҫи, фольклорист тата этнограф ҫуралнӑ. | ||
| Юрий Сементер, чӑваш халӑх поэчӗ ҫуралнӑ. | ||
| Агаков Всеволод Георгиевич, ЧПУ ректорӗ, профессор ҫуралнӑ. | ||
| Раиса Сарпи, чӑваш сӑвӑҫи ҫуралнӑ. | ||
| Кириллов Кирилл Демьянович, литературовед, критик, театровед ҫуралнӑ. | ||
Пулӑм хуш... |