Нужно бы, конечно, не смотря на обещание, продолжить тему Яковлева, все что уже написано – это лишь часть. Но уже есть признаки информационно-эмоционального перегруза некоторых читателей, поэтому жалея недюжих, предлагаю информацию – просто к сведению.
Чувашское книжное издательство на своем сайте, буквально вот только что, разместило некоторые учебнике по культуре и истории чувашей. В разделе «Электронные издания» (подчеркнула красным) их можно скачать совершенно бесплатно.
Как и обещано – последняя статья (пока) – и понятно, что никак нельзя не вспомнить Завещание. В статье Родионова В.Г. «Выявлена ранняя рукописная редакция «Завещания чувашскому народу» приводятся сведения о наличии черновой записи Завещания Яковлева, но ее текст не приводится.
Эта черновая запись храниться в архиве ЧГИГН, еще несколько лет назад мне удалось прочитать ее (но, как рассказывал мне Егоров Н.И.
Как и было обещано – первая из последних статей о Яковлеве. Прежде все-таки объясню, почему приостанавливаю тему Яковлева. Эта тема обширна, а сам образ Яковлева и его деятельности сильно отлакирован, идеализирован до предела. Он окутан фальшивыми стереотипами, просто выжженными в сознании современных чувашей, как тавро-клеймо. Попробуйте убрать настоящее выжженное тавро – это очень больно, так же и с сознанием человека – больно, когда рушатся идеалы, кажется, что рушатся опоры твоей жизни… (Поэтому, думаю, нужно дать передышку, чуваши – люди чувствительные…).
Вот вдохновили комментаторы на продолжение темы.
Есть такая книга:
В этой книге есть статья И.Я. Яковлева:
Вот отрывки из нее с комментариями:
Школа «с 6-летним курсом, куда принимаются молодые люди из чуваш и русских в возрасте от 12–14 лет, с числом учащихся от 90–120 человек и откуда оканчивающие курс выходят в возрасте от 18–21 года…». «…доселе не обучались земледелию.
Что означает число Пи? Этот вопрос неоднократно задавала и взрослым, и подросткам. Очень многие знали – 3,14. Но что означают эти цифры, никто объяснить не мог. Многие умели этим числом пользоваться, подставлять в формулы и т.д. Но что значит 3,14 не знал никто. Так и с Яковлевым, много бодрых чисел известно, но что под ними скрывается – вопрос.
Для начала попробуем продолжить тему «печальной фантастики» и попробуем понять сколько учителей вышли их Симбирской чувашской школы.
То, что Яковлев был уникальным инспектором, рассмотрели в прошлый раз, но некоторые авторы делают его еще более «уникальным».
В интернете, в связи с деятельностью Яковлева, «болтается» число – более 400 открытых им школ. Где-то пишут «чувашских школ», где-то – «не только для чувашских, но и детей других народностей» (непонятно, ведь он был чувашским инспектором), а где-то пишут «И.Я. Яковлевым и его учениками в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 чувашских школ».
В прошлой статье мы рассмотрели не совсем достоверные интерпретации фактов из жизни и деятельности Яковлева.
Вот еще, к примеру, один из самых «любимых» фактов исследователей-яковлеведов – как Ивана Яковлевича лишили должности инспектора чувашских школ. (Сам термин «яковлеведение» по своей непогрешимости смутно напоминает советский «марксизм-ленинизм»).
Вот только несколько примеров описаний этого «гнобления»:
В прошлой статье был пассаж о завещании И.Я. Яковлева всему народу (точнее надо было бы написать «духовное завещание», так как завещание – это все-таки документ об распоряжении имуществом), также задан вопрос «у какого народа есть такое?».
Agabazar тут же предъявляет произведения «написанные в жанре завещания». И приводит примеры разных текстов, в том числе и фейки. Еще раз – речь идет о духовном завещании (наставлении, поучении, пожелании, назидании и т.
В прошлый раз было о Ванечке , теперь о девочках…
Тема, которую хотелось бы затронуть может показаться мелкой и даже в чем-то неэтичной, но о человеке, который до сих пор оказывает сильнейшее воздействие на чувашей хотелось бы знать всё.
О чуваше, который, несомненно, знал себе цену и который имел смелость оставить свое завещание всему чувашскому народу, не детям, не семье – всему народу, от себя лично – всему народу! (Где-то внутри так и свербит мысль – не гордыня ли это?
Продолжение статьи «Отец-призрак и «мечта идиота».
У Яковлева в книге «Моя жизнь» есть интересные воспоминания о его детстве, имеющие серьезное этнографическое значение. Но есть кой-какие моменты, о которых так и тянет сказать: «Не верю».
«В раннем детстве я был больным, хилым, тщедушным, малорослым, молчаливым ребенком, …».
Сколько прилагательных! А откуда Иван Яковлевич это знает? Неужели помнит? Как малолетние дети могут оценивать свое физическое состояние?
Шупашкарта ҫывӑх вӑхӑтра (13.11.2024 03:00) тӗтреллӗ ҫанталӑк, атмосфера пусӑмӗ 759 - 761 мм, 0 - -2 градус сивӗ пулӗ, ҫил 3-5 м/ҫ хӑвӑртлӑхпа кӑнтӑр-хӗвеланӑҫ енчен вӗрӗ.
| Петров Анатолий Алексеевич, чӑваш композиторӗ ҫуралнӑ. | ||
| Воронцова Галина Михайловна, медицина ӑслӑхӗсен докторӗ вилнӗ. | ||
Пулӑм хуш... |