Любимейшее занятие нынешнего любого начальника — участвовать в церемонии разрезания ленточки.
И эту несчастную ленточку обычно разрезают в нескольких местах разные начальнички разных уровней (одновременно), каждый берёт свой зветный кусочек, как бы на память.
Ну а потом этот кусочек можно будет предъявить в нужный момент как доказательство того, что и он соучастник.
Допустим, некий начальник участвовал на десяти церемониях разрезания ленточки на открытиях ФАП (фельдшерско-акушерских пунктов).
А потом этот факт можно будет записать в его послужном списке и биографии.
В действительности же, может оказаться, что подобное медучреждение здесь существовало давно. Пусть под другим названием и ином здании.
. Где-то пишут «чувашских школ», где-то – «не только для чувашских, но и детей других народностей» (непонятно, ведь он был чувашским инспектором)
Вот как это бывало. Пример.
Большие Меми (Ныне Верхнеуслонский район Татарстана). Чувашская школа в этом селе существовала с 1883 года. Она вначале называлась школой Братства Святителя Гурия.
В следующем 1884 году там же открылась — русская земская школа.
То ли в 1889 году, то ли в 1890 году эти школы были объединены в одну. Однако раздельное обучение русских и чувашских детей продолжалось и после этого. Но уже в рамках одной школы.
Тепĕр Тĕслĕх. Çĕнĕ Чукал тата Вырăс Чукалĕ (Хальхи Чăваш Енти Шăмаршă районĕ).
Вырăс Чукалĕнче хăйĕнче шкул 1914-мĕш çулта çеç уçăлнă, çапах та паянхи шкулăн историне 1876-мĕш çултанпа илсе пымалла[1]. Мĕншĕн тесен шăпах çав çулхине, октябрĕн 8-мĕшĕнче (кивĕ стильпе — сентябрĕн 25-мĕшĕнче), чаплă лару-тăрура Çĕнĕ Чукалта вĕрентÿ йĕркелĕмне пĕрремĕш хут хута янă. Шкула уçассине вара çак самантран икĕ çул маларах (1874-мĕш çулхи сентябрĕн 5-мĕшĕнче) Çĕнĕ Чукал, Вырăс Чукал, Варварино ялĕсенчи хресченсен пухăвĕнчех çирĕплетнĕ пулнă. Ку вăхăтра Чĕмпĕрте чăваш шкулĕсен инспекторĕ пулса И.Я.Яковлев, кĕпернери халăх вĕрентешĕсен директорĕ пулса И.Н.Ульянов ĕçленĕ. Эппин шкул уçăласси вĕсем хутшăнмасăр пулман.
Чи пĕрмĕш çул шкулта 30 арçын ача, 6 хĕрача вĕреннĕ[1]. Вĕренекенсечен 2/3 пайĕ — чăвашсен ачисем. Çавна кура çĕнĕ йĕркелĕм "ютйăхсен шкулĕ" шутланнă. Чăваш ачисем 4 çул, вырăс ачисем 3 çул вĕреннĕ.
Ещё раз напоминаю, согласно Положению о Симбирской чувашской школе 1890-го года, каждый четвёртый принятый должен был быть русским. Много лет спустя, в письме к В. И. Ленину, сам Яковлев называет долю русских в школе как 20%.
Вот вам и «другие народности» (вернее, тут ещё одна «народность» названа, кроме чувашской).
Во времена И. Я. Яковлева привычки перерезывать ленточки при открыттии разных заведений ещё не было.
Такая традиция возникла позднее и досигла своего пафосного значения уже сейчас.
Поэтому, когда усиленно считают количество открытых школ и тому подобное, то это просто перенос современных реалий на стародавние времена. Экстраполяция, так это называется.
Подлинное значение нашего патриарха заключается, конечно же, не столько в количестве открытых им школ.
И эту несчастную ленточку обычно разрезают в нескольких местах разные начальнички разных уровней (одновременно), каждый берёт свой зветный кусочек, как бы на память.
Ну а потом этот кусочек можно будет предъявить в нужный момент как доказательство того, что и он соучастник.
Допустим, некий начальник участвовал на десяти церемониях разрезания ленточки на открытиях ФАП (фельдшерско-акушерских пунктов).
А потом этот факт можно будет записать в его послужном списке и биографии.
В действительности же, может оказаться, что подобное медучреждение здесь существовало давно. Пусть под другим названием и ином здании.