Известная в чувашском мире 6-7-уличная деревня Ҫурла Тӑрри (Сюрла-Три) раскинулась на красивой пойме притока речки Моргаушки и находится от райцентра в трех километрах. Окрестности Серпоноса (так дословно можно перевести название деревни) мне знакомы давно. Юным журналистом газеты «Молодой коммунист» приходилось не раз посещать эти места: летом – пешком, а однажды в зимний мороз прославленный председатель колхоза Евтихий Андреев отправил на санях аж с самим заведующим свинофермой.
(Онлайн-слово перед школьниками и студентами в Год педагога и наставника в России)
В год празднования 175-летия просветителя И.Я. Яковлева, в Год педагога и наставника не вспоминать и не рассуждать о великом Учителе чувашского народа никак нельзя.
«Обращаюсь к вам первым, друзья и родные мои чуваши. О вас болел я душой, к вам в этот час обращается мысль моя, и вам первым хочу сказать мои последние пожелания», — начал писать в далеком 1918 году в своем Завещании народу великий педагог, просветитель, основатель Симбирской чувашской учительской школы Иван Яковлевич Яковлев (1848, село Кошки-Новотимбаево Татарстана — 1930, Москва) и завершил в 1921 году, навсегда вынужденно покинув родную школу и любимый город.
2023 ҫулхи пуш уйӑхӗн 25-мӗшӗнче мана ЧНКри ҫамрӑксен Алексей Енейкин ушкӑнӗ Иван Яковлев 175 ҫулне халалланӑ форума илсе кайса хисеп турӗ. Ватӑ та чӑлах тесе пӗри те кӳрентермерӗ, пӗтӗмлетсе вӑрах каланӑ е йӑнӑшнӑ чухне те чармарӗ. Манӑн Кӗреке сӑмахӗн пуҫламӑшне ҫеҫ калама май пулнӑран, вӗҫӗнчи пӗтӗмлетӳре ҫав шухӑшсене хушса хутӑм, Интернетра К.Малышев, В.Тяпкин тата ыт. форумра пулман ҫывӑх ҫынсемех тиркесе ҫырнисене вуларӑм та, Ҫамрӑксен Кӗрекинче каланӑ сӑмахсене сайтра пичетлесех хуравлама шутларӑм.
Из дневника
На «Чувашском народном сайте» в день 80–летия Зои Романовой (10 февраля) Борис Чиндыков опубликовал подробную статью «Выдающийся переводчик чувашской литературы». Среди других я тоже выразил свое отношение кратким отзывом:
«Шемуршинка Зоя Васильевна Романова доброе имя оставила в Бичурга-Баишевской средней школе, где она работала после завершения пединститута. Там впервые я услышал ее имя. Прими поклон от учителей, дорогая Зоя Васильевна.
Давний друг театровед, драматург, заслуженный артист республики Геннадий Кириллов (1962 г.р.) подарил мне новую свою книгу об известной артистке театра кукол, заслуженной артистке РСФСР Вере Ивановне Голубевой (1928-2020) и вновь воочию открыл передо мной галерею знакомых служителей высокой сцены. Книга на чувашском и русском языках с фотографиями, воспоминаниями, гастрольными дневниковыми записями, с превосходным переводом детской пьесы-сказки «Пултаратӑн, Шӑшик!
После появления на Чувашском народном сайте статьи Владимира Болгарского об этимологии слова «сурхури» и в «ВКонтакте» Эльдияра Александрова о празднике «кӑшарни»» ко мне обратились сторонники этнических традиций с просьбой высказать свое мнение о новых суждениях молодежи.
Кратко скажу так. Мне, старому краеведу, радостно, что молодые вникают в нашу традиционную культуру и хотят понять ее корни, смысл и значение праздников, обрядов, музыки, песен, выражений — одним словом, фольклора.
(«Хӗрлӗ кӗпеллӗ телей» драмӑна вуласан - «Тӑван Атӑл», 2022, 12)
Икӗ пайлӑ, вунӑ курӑнуллӑ драмӑри ӗҫсем пӗтсе ларнӑ ялта 1994 ҫул хыҫҫӑн пулса иртеҫҫӗ. Ҫухалса пыракан ялсен шӑпи Арсений Тарасов прозинче («Сутнӑ пӳртри юлашки каҫ» калавра, сӑмахран) тахҫанах палӑрнӑчччӗ. Каллех ҫав тема, ҫав ырату.
«Ялӗнче пӗр чӗрӗ чун юлман. Эпӗ те Ульха пур. Тата кам? Ӳсӗр Палля ӗнтӗ. Тата манӑн икӗ сурӑх»,-тет ватӑлса ҫитнӗ Ҫарахви карчӑк. Унӑн юратнӑ упӑшки Элекҫей вӑрҫӑра нимӗҫ тыткӑнне лекнӗ, хӑтӑлса тухсан каллех тӑшманпа ҫапӑҫнӑ.
Праздничный, популярный, тесно связанный с бытом народа вид искусства чувашский танец, до сих пор не имея своего центра, исследователя, общего взгляда, живёт и радует своим живым движением всех — детей, взрослых, старых, приезжих, и нередко выходит на сцены дальних регионов и стран. В чувашском танце просматриваются характер и мораль народа, мировоззрение и верования, отражается удаль и красота наших нерастраченных человеческих отношений.
Я не знаток танцев. Но с хореографией столкнулся, когда преподавал филологам курс по национальной культуре и готовил пособие «Мир чувашской культуры» (2004, 2007).
Память заставляет нас воспользоваться формой кенотафии. Обычно кенотафии ставят государство или богатые семьи. Я привез горсть земли с места последнего боя отца 1942 года и зарыл на нашем сельском кладбище рядом с родными могилами.
Сейчас на страницах Чувашского народного сайта вглядываюсь в кенотафию Семена Васильевича Эльгера на его родине, и у меня возникают двойственные чувства. Рад, что родственники и земляки не забывают своего знаменитого народного писателя; сожалею, что святую, живую память загнали не на то кладбище.
(к отчетно-выборному съезду ЧНАНИ 26 ноября 2022 года)
Прошло 30 лет со дня образования Чувашской народной академии наук и искусств (ЧНАНИ). Идея академии возникла в 1990 году, организация была создана в рамках Союза чувашских краеведов (СЧК) 26 ноября 1992 года со своим Уставом как народное объединение гуманитарных сил чувашского этноса. Основу ее составляли видные научные сотрудники, краеведы, активисты школ, училищ, вузов, учреждений.
Многое за это время изменилось к лучшему.
Шупашкарта ҫывӑх вӑхӑтра (18.01.2025 03:00) тӗтреллӗ ҫанталӑк, атмосфера пусӑмӗ 746 - 748 мм, -1 - -3 градус сивӗ пулӗ, ҫил 1-3 м/ҫ хӑвӑртлӑхпа ҫурҫӗр-хӗвеланӑҫ енчен вӗрӗ.
| Евсевьев Макар Евсевьевич, ҫыравҫӑ, этнограф, мордва чӗлхин ҫыруллӑхне никӗслекенни ҫуралнӑ. | ||
| Данилов-Чалдун Максим Николаевич, чӑваш ҫыравҫи ҫуралнӑ. | ||
| Абрамов Иван Кузьмич, РСФСР тава тивӗҫлӗ тухтӑрӗ ҫуралнӑ. | ||
| Василий Краснов-Асли, чӑваш ҫыравҫи ҫуралнӑ. | ||
| Антонов Иван Захарович, чӑваш ҫыравҫи, журналисчӗ ҫуралнӑ. | ||
| Чаппан вӑрҫи пуҫланнӑ. | ||
| Ленский Леонид Александрович, тава тивӗҫлӗ ӑслӑлӑх ӗҫченӗ ҫуралнӑ. | ||
| Михлеев Дмитрий Никонорович, чӑваш кинорежиссёрӗ, ҫыравҫи ҫуралнӑ. | ||
| Ярды Валерий Николаевич, чӑваш спортсменӗ, тӗнче чемпионӗ ҫуралнӑ. | ||
| Галкин Андрей Петрович, чӑваш кӗвӗҫи ҫуралнӑ. | ||
Пулӑм хуш... |