Пусть не ругают Агабазар, Евразиец из Чувашсайта и другие комментаторы, что вновь упоминаю о себе и высказываюсь критично. У меня такое состояние, что остались лишь маленькие интересы от великого чувашского мира.
Хотел высказаться на предстоящем заседании Большого Совета Чувашского конгресса, но, видимо, не удастся. Поэтому предлагаю тему Народному сайту.
* * *
Интернет ворвался в квартиры и приблизил народы к каждому пользователю. Чувашей тоже довел до других далей. Сейчас много клипов о чувашах в Ютубе. Большинство интересные, другие поверхностные, годные для непосвященных. Вроде замечательно, привлекательно, но встречаются с ниже сведениями, известными из учебников по родному краю культуролога Елены Енькки. От Чувашского ТВ, например, 4 дня провели журналисты на Агидели и показали «Путешествие к чувашам Башкортостана» = Слакбаш - Мелеуз - Кошелга - Бижбуляк - Уфа - Чувашская школа им. Павла Миронова = и выдали героем своего начинающего сотрудника Константина Доброхотова как первооткрывателя края. Слабая вещь. Не больше любительского клипа школьника о том, что видел он по ходу дороги в незнакомых местах...
«О татарах и чувашах», «Чуваши» (Синус), «Культура и история чувашского народа» (Урал Батыр), «Тюркский мир» и другие сюжеты, конечно, интересуют многих. Но это не дает право лепетать поверхностно.
О чувашской религии, об обрядовой культуре и песенном богатстве чувашских этнорелигиозников Самарской области довольно интересно исследовала ученый Екатерина Ягафова. Молодцом оказались она и Надежда Панферова (Осипова). Успели заснять и записать знатоков веры, которых уже нет среди нас.
Целая серия клипов о Солнце, Сурхури, Мункун, Хӗр сӑри, Турӑ, Йӗрӗх, Киремет, Свадьба, Чемень, Аттила, сюжеты по песням «Алран кайми», «Эй, тӑвансем, тӑвансем»... Тут соседние генетики, археологи и историки о нас заговорили. Это в целом хорошо. Но они о чувашах говорят мимоходом или часто в других целях. Идет сравнение параллелей с индейцами Америки. Два-три предмета и схожих слова - ничего большего. На уровне полувекового сказа в повести Виталия Енеша. Хавец Хаим спрашивает «Чуваши происходят от древних иудей?» (передача так называется). Вопрос этот стоит с 19 века. Е. Малов привел 300 общих слов и - замолчали. Теперь научный ответ нужен. Кто даст? Кто должен отвечать на подобные каверзные вопросы?
Наши любители не могут поднять глубину. Это не их прерогатива. Но они упрямо ищут. Часто в тонкостях не убедительны, иногда ошибочны. За это их укорять не приходится. А вот перед штатными специалистами научных учреждений и не только перед ними вопрос стоит ребром.
Интересны для телезаписей игры свадьбы. Понравился сюжет «Туй, туй тесе» (СуварТВ и других мастеров). Просмотрел нарочно для сравнения видео чувашской и марийской свадьбы на ВДНХ «Россия». У нас - постановочное с артистами и настоящее бракосочетание парня и невесты. Славно! Тьфу, тьфу - как бы не сглазить, чтоб не было как у Андрияна Николаева. Теперь ведь банкетные свадьбы перестали быть замком любви и крепом семьи.
В Моргаушских, Вурнарских, Ишлейских свадьбах сохранились черты, сходные в свадьбах восточных народов (казахов, узбеков, даже некоторые общечеловеческие элементы в свадьбах цыган). Кӗрнӳкеры жениха, встреча молодых в выйкилли, ритуалы со стрельбой из лука у полевых ворот, поминание предков талисманами у священных мест, поклонение молодожёнов у костра на перекрестке полевых дорог, воздаяние чести невестой хлебу-соли у печки (сӗт яшки), величальная шыв ҫулӗ у родника или колодца, нравственные уроки хӗве хупни и многое другое с воспитательными значениями. Сыграли замечательно, но режиссеры не полностью раскрыли в ВДНХ суть чувашского праздника. Песенного остроумного диалога (айтӑс) «туй ачисем» (поезжан жениха) и подружек невесты «хӗр ҫумсем» (девушек), испытание жениха к дверей упустили. Они таянчӑк ачи не видели, волынку и зурнай не держали. Скажут, что необъятное не обнять. В том и мастерство, чтоб выбрать важное, самобытное и не выбрасывать «из песни» знаковые элементы.
Мне приходилось быть на свадьбах таянчӑк ачи, пуса каччи, кӗҫӗн кӗрӳ, мӑн кӗрӳ, кӗрӳ каччи, туй пуҫӗ; собирать и изучать чувашскую свадьбу в разных регионах; сравнивать с праздниками многих родственных народов и могу твердо сказать, что чувашская свадьба в полной сценарии - кладезь ума народа и его творческой гении. Незнание национальной свадьбы современными постановщиками меня удручает. В спектаклях Чувашского драмтеатра куда сочнее подается чувашская свадьба. Ладно, хоть на такое решились, на худой конец. У марийцев - полнее свадьба со многими значительными элементами и игрой на гуслях. У узбеков с тандыром. У башкир - с кураем. У нас что? Нагайка. Как будто чувашки настолько придавлены, что их держат под плетью. Это в корне противоречит положению чувашской женщины и является чужим нажимом на равную половину чувашской семьи. Чувашская жена в отсутствие мужа полностью заменяет его на всех мероприятиях!
Творческий поиск у наших соседей в разы больше, чем у наших обрусевших культурников. Куда красивее и насыщеннее агадуи в Москве, Югре, Сук-Чишме... под Моргаушами и Ишлеями. Чебоксарцам, кажется, следует подтянуться.
Могли же под мощным московским дубом Киремети показать обновленный, красивый ритуал обращения мучавуров к небесам и Тура. Старейшины не просто глаголят древние тексты. Они иносказательно выкладывают мораль поведения людей в эту ситуацию. Так у настоящих эптеров и эльменей. В агадуе москвичей пляска парней с палками прекрасна, Почему пляска с палками? Потому что чувашам запретили иметь оружие. Это от сӗрен/вирӗм (см. «Пилсемпе кӗлӗсем», 2005; «Чӑваш пилӗсемпе кӗллисем», 2017). Считай: палки вместо саблей или стрел. Мужские и женские одеяния тоже обдуманны и воссоздают облик воинов и защитников. Так было и надо видеть историческое лицо своего народа. Не всегда и везде чувашские воины ходили в лаптях и сухманах! Тут не воздержусь выразить осанну чувашским женщинам, сумевшим сохранить свои геометрически (даже письменные) узоры и серебряные украшения!
На московском агадуе воздвигли из полотен тканей образы каруселей (без них агадуи не проходили) как центров огромных хороводов - вӑйӑ карти и уже исчезающих юрӑ карти. Такие постановки отличаются от множества шаблонов, показывают правду эстетики и воспитания, талант народа и умение выражать свои мысли художественным образом. У меня радость с печалью на этих праздниках чувашского искусства! Женские и девичьи платья и уборы, национальные узоры осветляют взор. Они заняли свою нишу. Все ещё нет молодецких праздничных костюмов (парни одевают длинные платья с подолами женатых мужчин - это им было строго запрещено!), не видать боевых танцев джигитов и амазонок. Много всего ещё остается под спудом скудости знания о своем народе ...
Кто должен вникнуть в память народа, поднять архивные данные? Слава краеведам, оставившим богатое наследие, которое мы не можем или не хотим использовать. Вот страусинная политика! Кто ведет анализ множества обнародованных видеозаписей? Нужны научные комментарии или, наоборот, толковые изложения проблем. Кто в ЧНАНИ, ЧГИГН, ЧНК или в университетах этим занимаются? Наверное, занимаются, только мне, старику, не видно почему-то...
На фото: скриншот из сюжета «Чӑваш ТВ»
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Интернетри чăвашсем пирки майлаштарнă сюжетсенчен 50% — юри çынсене минретме кăларнисем. Тепĕр 40% — пач пĕлмеçсĕр тунисем. Çынна çÿле çĕклекенни, тĕрĕсси 10 процентран ытла мар.
Анчах та, пурпĕрех, вĕсемшĕн те пулин савăнмалла. Ним çукки мар вĕт. .
ХАЙТСАМ // 2783.58.6539
2023.12.12 09:42
ПУСА КАЧЧИ ЧУХНЕ ТУЙРА ЧЁКЁМ ПЫТТИ ТУСАХ ХЫТ ТАШЛАНЁЧЧЁ. МАНАС ТА ПУЛМАСТЬ.
Леонид Кевер // 8190.9.6196
2024.01.01 15:45
Виталий Станьял правильно пишет.Статья мне очень понравилась.Поздравляю его с Новым годом и Днём рождения!
Анчах та, пурпĕрех, вĕсемшĕн те пулин савăнмалла. Ним çукки мар вĕт. .