Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -4.7 °C
Ват ҫынтан кулма хушман.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Чувашская народная хореография

Виталий Станьял17.12.2022 18:203604 хут пӑхнӑ

Праздничный, популярный, тесно связанный с бытом народа вид искусства чувашский танец, до сих пор не имея своего центра, исследователя, общего взгляда, живёт и радует своим живым движением всех — детей, взрослых, старых, приезжих, и нередко выходит на сцены дальних регионов и стран. В чувашском танце просматриваются характер и мораль народа, мировоззрение и верования, отражается удаль и красота наших нерастраченных человеческих отношений.

Я не знаток танцев. Но с хореографией столкнулся, когда преподавал филологам курс по национальной культуре и готовил пособие «Мир чувашской культуры» (2004, 2007). Просмотрел книги и статьи Н.И.Ашмарина, И.Н.Юркина, Н.В.Никольского, современных хореографов Владимира Милютина, Людмилы Няниной, Александра Ангарова, Анатолия Музыкантова, Арслана и Нины Вагаповых, профессиональных танцоров и балетмейстеров. Искал книгу сводную, такую, как В.Е.Старикова «Удмуртские народные танцы» (1981), Г.Х.Тагирова «100 татарских фольклорных танцев» (1988), Л.И.Нагаевой «Башкирская народная хореография» (1995). Видимо, такой книги у чувашского народа нет. Не мог найти и не видел до сих пор. Знаю, что Владимир Милютин подготовил несколько сборников чувашских танцев. Пока он их выпускает по своим возможностям. Землячество козловчан обещает помочь, но обещанного три года ждут.

Книг новых не видел. Последний раз испытал радость от сборника народной артистки (1991), педагога музыкального училища имени Ф.П.Павлова, методиста-эксперта Дома народного творчества Лидии Авинеровны Поповой «Пирӗн ташша тухмалла (Нам пляску заводить)», изданную республиканским Домом народного творчества (2011).

Имя её мне известно по Чувашской энциклопедии. Обратил внимание, потому что в той ишако-моргаушской стороне мои друзья звались Авенирами (помяну активиста ЧНК Авенира Петровского), а отец Лидии в Старых Мадиках носил имя Авинер. Сейчас в интернете легко найти сведения об авторе, а раньше узнать подробности о танцовщице Чувашского ансамбля песни и танца рядовым зрителям едва бы удалось. Каждый раз, сталкиваясь с именами чувашских рыцарских Жанн д’Арк разных времён (Агафья Гаврилова ли, Мария Симакова, Людмила Балтаева или Зинаида Воронцова), убеждаюсь, что нам надо низко кланяться им за продолжение рода и культуры родного народа.

Не скрываю свою радость от творчества хореографа и её книги о танцах Красночетайского, Ядринского, Аликовского Моргаушского районов. Чебоксарский мой район Лидия Авинеровна не сочла за вирьялский край или не нашла у нас никаких танцев? В книге подробно освещены общие картины аликовских, ядринских свадеб (с. 19-29). Описанные Спиридоном Михайловым козьмодемьянские (то бишь, ныне моргаушские), традиционные траковские, вурнарские, ишлейские танцы остались вне внимания. Но станьялские свадьбы испокон веков славились озорными такмаками и разудалыми сольными танцами малых форм и коллективными плясками с переворотом («чикӗм пӑтти») через головы. Сам испытал радость хороводных «той ташши» и «поса каччилле», храню до старости дух тех удалых веселий!

Книга педагога-хореографа состоит из четырёх глав: история чувашской этнографии; танцы на праздниках и обрядах (семейные празднества, календарные праздники); танцевальная культура верховых чувашей (пляска, «плясовой ломоть», хороводные гуляния); танцы чувашей-вирьял (условные обозначения, танцы Ядринского и других районов).

Описания танцев свежи, понятны, довольно подробны и самодеятельным коллективам вполне «по зубам». Работа снабжена схемами, нотами, фотографиями. Библиография и терминология, на мой взгляд, всё-таки с изъянами. Эта сторона основательно разработана у Владимира Милютина. Его работами надо бы пользоваться — они опубликованы до её книги, и было бы важно обогатить действующий воедино арсенал танца и пляски!

Перечислю названия танцев: «Выльская плясовая», «Женская под волынку», Панклейский танец «Моркка ташши» (лучше назвать «Моркаш ташши»), «Мадикский мужской перепляс», «Элӗк ташши», «Красночетайская плясовая» и другие. По описаниям танцы могут правильно оценивать хореографы, а мы, рядовые потребители, выражаем своё отношение на концертах и — теперь — по телевизору, интернету, СD-дискам. Не сомневаюсь, некоторые из вирьялских танцев будут осовременены и станут известны наравне с «Ухинкель», «Шӑпӑртак», «Хуратяппа».

Но что-то в последние годы ни на Днях танца, ни на фестивалях не встретил Шашкарского озорного девичьего перепляса с выносом приподнятых ног, перестукиванием каблуков и перескоками. Видимо, хореографы думают, что чувашские девушки обязаны двигаться только «шуҫкаласа». Это, думаю, их недогляд. Ещё мне часто вспоминается танец при проводах парней в армию с благословением предков. Строгость линий, выдержанность движений, «по-кавказски» выраженное в танцах уважение к старейшинам, дух преданности Родине… Это так трудно передать танцами под рекрутскую песню! Это не пляска под любовные такмаки или женский танец «Одна доска».

Кажется, этот оригинальный древний танец некогда ставил самаро-клявлинский умелец, заслуженный деятель этнокультуры Анатолий Мрясов. «Йӑкӑш-якӑш» и «Аххаяс та маххаяс» выражают узнаваемые черты народного характера, но жизнь невозможно загнать лишь только в покорность или бесшабашность! Сколько ни подавляли, веками и десятилетиями, всё же жива память о пугачёвских парнях и их подругах. Живы танцы борьбы и победы. Были же воинский хоровой перепляс Охадера («Хорчол таппи») и сольный танец Тойдеряка («Ёртӑ лаша»)! Потерялись напрочь мужские праздничные и боевые одеяния. Как будто их у чуваша сроду не было!

Но без яркого одеяния танцев не бывает. Слава танцорам — наконец-то хоть не стали выходить на сцену в нищенских лаптях. У женщин на удивление богатые современные одеяния, и вдруг у их мужей и сыновей нет даже серебряного тӳбетея, каптӑра, кожаного ремня, архалука и юпӑнчӑ! Сочли забыть? Только брезговать трудным прошлым народа специалистам не следовало бы. Лишь частушечными переплясами да плавными скольжениями выразить чувашскую душу не получится.

Чувашские вышивки, женские костюмы обновились и вышли на подиум. Творчество народных коллективов и энтузиастов продолжается. Только вот молодёжь от личного участия в коллективном творчестве отходит. К чему тогда разговор? К вопросу, кто в ответе за нашу обделённую традиционную культуру. В Гуманитарном институте нет специалиста-хореографа, Дом творчества аналитикой традиций не занимается, вузовские преподаватели пыхтят над своими зарплатами, Чувашская общественная академия до общенациональных тем не доросла.

Мне больно за свою республику. Наше руководство, ссылаясь на финансы, до сего времени толком не понимает, чем дорог и богат чувашский народ. Уважаемый Эльтебер! Разве чуваш богат только узорами и национальными женскими украшениями? Эту линию вы уже основательно проработали — пора расширять горизонт этнического продвижения.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

ЛЕШКУКША // 5285.1.4467
2022.12.17 20:39
"Салакайӑк ташши"

Ташши-ташши
,Хамӑр ялсен ташши!
Agabazar // 3791.44.6156
2022.12.17 20:52
Agabazar
Ĕнтĕ чăваш халăх хореографийĕ пирки монографи калăплама вăхăт çитрĕ пулас.

Анчах та чăннипех те наука шайĕнче пултăрччĕ вăл.

Халăх хореографийĕ — фольклорăн пĕр пайĕ.

Кам илĕ-ши хăй çине çакна тĕпчесе монографи кăларас ĕçе???

Станьял чăвашла калаçма манса пырать пулмалла. Хайхи монографие вара чăвашла та, вырăсла та кăларсан пит аван пулĕ.

Акă «саккăрла», «вĕтĕлле» текен ташăсем пур. Мĕн япаласем вĕсем хореографи ăслăлăхĕ енчен пăхсан?
Agabazar // 3791.44.6156
2022.12.17 20:55
Agabazar
Тата çакна калама манса кайнă: вирьял та анатри тата ытти çавнашкал темтепĕрсемпе ытлашши вăль-валь выляма кирлĕ мар. Атту тем сиксе тухĕ тата....
Евразиец // 1855.68.3619
2022.12.18 16:25
Постепенно, хуллен-майăпен обязательно ТЕМ СИКСЕ сиккипе тухатех. Вон совсем чужеродное ЭЛЬДЕБЕР, КУНТАЛĂК... уже пытаются торжествовать. Фольклор массово в старинном варианте-форме существовать сегодня не может, ибо это ФОЛЬК-ЛОР - голос народа. А голос народа должен профессионально изменяться (и изменяется он) и переходить в новый окрас-творчество на современном уровне, иначе остановка эволюции... Старших, старых нужно уважать, но жить своим, современным умом...Сегодня "Аххаяс та маххаяс", "ХОрчОл таппи", "тОй ташши", "пОса каччиле", "хОратяппа" и наконец, "кмОкО çине хОпОрса лар" не пойдут, подобного рода разговоры должны оставться в истории.
Agabazar // 9163.4.2819
2022.12.18 20:20
Agabazar
ГРИГОРЬЕВ Захар Иванович (12.2.1936 – 27.5.2013,) – балетмейстер (хореограф).

Чылайăшĕ пĕлекен Юрий Виноградов чĕлхеçĕпе пĕр ялтан тухнă çын.

Чăваш АССРĕн ÿнер тава тивĕçлĕ ĕçлевçи (1973), РСФСР культура тава тивĕçлĕ ĕçлевçи (1979). Доцент.

Чăннипех те улăпла çын темелле. Ташă енĕпе. Чăваш хореографийĕ енĕпе.

Монографи текенни вара кирлех.
Ялти // 1370.01.0294
2022.12.22 17:33


ташӑ, такмак, вӑйӑ тата ыт. кӗнеисем кирлӗ
Agabazar // 2536.0.1412
2022.12.23 05:04
Agabazar
Чăвашшăн нимле кĕнеке те ЫТЛАШШИ МАР. Анчах та кунта урăххи пирки сăмах пырать.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем