Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -7.7 °C
Ӗнен сӗчӗ чӗлхе вӗҫӗнче.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Кому и кого учить чувашской культуре?

Виталий Станьял20.04.2022 10:414380 хут пӑхнӑ

«Хыпар» после долгих лет молчания о языке опубликовала информацию «Шкулта 15 ача ӑс пухать / В школе 15 учеников набираются ума» (Валентина Багадерова, 19 апреля 2022) с конференции учителей чувашского языка, проведенной президиумом Чувашского национального конгресса (ЧНК) в университете имени И.Н. Ульянова (ЧГУ). Думаю, с неминуемым активным участием педагогического университета (ЧГПУ).

Получается, что после безмятежной спячки пресса заговорила о национальном образовании. К чему бы? Проблему много раз обсуждали и в прошлом доводили до властей республики и Российской Федерации. В воспитательном плане абсолютно ничего не улучшилось. Наоборот — ухудшали целенаправленно. Сельские школы «оптимизировали», закрыли единственный лицей имени Германа Лебедева, а пишущего статьи Г.Л. Никифорова званием заслуженного учителя подкупили. Закрыли старый журнал «Ялав», главного редактора Юрия Семендера званием народного поэта приглушили. Перестали финансировать чувашскую областную газету «Самаръен» — ЧНК глазом не моргнул. Построили в насмешку чувашам свинарник под Слакбашем — конгресс отписался отсутствием права вмешиваться. Сельские школы и детские сады отменили «по желанию родителей» часы чувашского языка и родной культуры — республика, кажись, облегченно рукоплескала. Языковеды поднимали пустые споры по орфографии, некоторые ученые твердили, что школа и словесность (СМИ) не должны заниматься воспитанием детей и их родителей, а министр чувашского образования публиковал в журналах и книгах рассказы о праведности повешения детьми кошек на деревьях. Учебники заменили классические произведения Гоголя, Горького, Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» об Алексее Маресьеве на Мандельштама, Ахматову, Бродского, Солженицына, а вузы вовсе выкинули национальную культуру из программы.

Космополиты своего добились. Нравственные устои расшатались. Деревни опустели. Теперь в сельских классах по 5-9 учеников, во многих школах отсутствуют целые классы. В чебоксарских учреждениях настойчиво отговаривают от родного языка. Как говорит Г.Л. Никифоров, через менее чем пятьдесят лет в Чувашии чувашского духа не будет. Теперь я думаю, что ему нужен для выполнения своих задач куда меньший срок!

«Чувашские дети чувашский язык не понимают. Тексты хрестоматии просят перевести на русский язык», — почти в один голос говорили учителя Цивильского, Красноармейского, Красночетайского районов. Та же картина во всех районах и в диаспоре. Об этом в ЧНК шумели не меньше четверти века. Что-нибудь продвинулось в лучшую сторону? Нет. Лишь обзывали националистами, усилилось давление на учителей и преподавателей. Полагаю, что и после этой конференции кое-кого из смелых и честных будут обрабатывать административными мерами, и все пойдет по накатанному Чувашским минпросом пути американского глобализма. Не зря же был гостем в Чебоксарах щедрый на подарки господин Сорос!

Объявили на конференции обещания в рублях, повторили старое решение, образовали ассоциацию учителей чувашского языка и литературы. Руководителем ассоциации назвали все того же Геронтия Никифорова, который в ЧНК много лет занимал пост руководителя секции образования и занимался пусканием пыли в глаза. Раньше хоть при Ангелине Медведевой боевой круг «Чӑваш сӑмахӗ» мог выступить аж против президента Николая Федорова и успел многого добиться. А что будет сейчас?

Думаю, что после противостояния на Украине страна не может дальше оставаться в лапах наемников пятой колонны, двурушников и предателей национальных интересов.

Мне не достаточно, что Эльтебер республики Олег Николаев объясняет нам чувашские слова по телевидению. Олег Алексеевич знает родной чувашский язык и культуру назубок, и что он участвовал в разработке Закона о языках РФ, помним отлично. От него не уроков языка для иностранцев и неучей ждем, а требуем твердого руководящего слова в защиту нации и языка. Пусть у него много разных советников и тьма неотложных экономических проблем, но культура нации будет жива в любых ситуациях и будет здравствовать после нас тоже. Без решительного слова Эльтебера нет смысла дальше толочь мякину в ступе Чувашской школы.

Нация задыхается и молчит. В ответе не домохозяйки, доярки и механизаторы, а в первую очередь — власть республики. И не стоит прикрываться туманными желаниями ЧНК. Нужны справедливая политика и кардинальные действия в общенациональном плане.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Сергей Пятаков // 1048.60.9034
2022.04.20 13:36
Г. Никифоров неисправимый оптимист, однако. Увы,чувашский дух почти уже выветрился из Чебоксар. Через пять-шесть лет и в республике его не будет. Чтобы этого не произошло, не надо пыжиться, ''усираться'', проводя бесконечные конференции. Надо всего-то ничего - думать ''по-чувашски'', разговаривать на чувашском языке.
Василий Евдокимов // 2065.30.9445
2022.04.20 21:48
Правильно мыслите, говорите, Виталий Петрович!!!
Agabazar // 1454.60.7434
2022.04.20 23:34
Agabazar
Эх, Станьял, Станьял!...
Вырăк // 1726.84.3785
2022.04.21 16:09
Эх Керонти, Керонти.Пĕтертӗн чӑваш чӗлхине конгрессра.
Agabazar // 1454.60.7434
2022.04.21 16:48
Agabazar
Согласно Русской Википедии (есть авторитетные ссылки), Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης (kosmopolites) — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли. Согласно Дж. Р. Солу, космополитизм — это мировоззрение и культурная установка, направленные на осмысление единства мира, универсализма[1].

Это в теории.

А на практике сие обычно объясняют исключительно как отторжение от своей собственной национальности. Забывая при этом, что отторгаясь человек к чему-то конкретному приплывает.

Приплывает — куда?

Приплывает не к чему-то абстрактному, а к другой национальности, к другому сообществу. Ассимилируется.

Следовательно такой «космополитизм» оборачивается пшиком и фейком. То есть, это никакое не «всемирное братство», а просто смена вывески.

Фейковость космополитизма давно доказана. В том числе, например, русскими философами. Такими, как Николай Сергеевич Трубецкой (1890 — 1938). Он известен и как лингвист (автор трактата на немецком языке «Основы фонологии», имеется русский перевод).
<br>
<br>Забудьте про космополитизм. Его нет.
Agabazar // 1454.60.7434
2022.04.21 16:59
Agabazar
Станьял: Космополиты своего добились.
Космополитов, в обычном, житейском понимании этого слова, не существует (см. выше).
Нету их. И никогда не было.
ЛЕШКУКША // 2375.06.9976
2022.04.22 10:38
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментари ҫырас йӗркене пӑсни (1.2-мӗш пункт)
Вулакан // 2117.0.1803
2022.04.23 08:22
А вы знаете как производится слово родственник на английском языке?
Кинь. Kin
Agabazar // 2495.4.7955
2022.04.25 01:45
Agabazar
Вырăсла пач пĕлмен çынсен йышĕ ÿснĕçем ÿссе пырать иккен.
Евразиец // 5056.5.8477
2022.05.05 15:40
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментари ҫырас йӗркене пӑсни (1.2-мӗш пункт)

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем