Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -3.7 °C
Ӗҫ ҫӗклет, ӳркев ӳкерет.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Аçтахар Плотников: Лаша шырани (хальхилле)

Аçтахар Плотников16.07.2009 15:255897 хут пӑхнӑ
Пурте пӗлетӗр ӗнтӗ, чӑвашсен «Лаша шырани» ятлӑ халӑх юмахӗ пур. Кам пӗлмест, кӗскен: «Пӗр ҫын хӑй айӗнчи лашине виҫӗ кун шыранӑ, тет.»

Ӗнер ҫавӑн йышши пӑтӑрмах манпа пулса иртрӗ. Ҫук, лаша шырама тивмерӗ... Эпир халӗ кӑткӑс технологисен ӗмӗрӗнче пурӑнатпӑр та, хайхи лаша мар, урӑххине шырама тивет.
Ӗҫ вӗҫленчӗ те килелле пуҫтарӑнатӑп хайхи. Ыран ирхине (паян) пӗр ӗҫе тӑвасси пирки ӗҫтеше каласа хӑвармаллччӗ те — карас телефонне илсе шӑнкравларӑм ун патне. Хам ҫав хушӑрах киле кайма пуҫтарӑнатӑп — кӗсьесене тӗрӗслетӗп: мӗн те пулин манса хӑвармани тата ытти те. Карас телефонӗпе калаҫатӑп, хам япаласене тӗрӗслетӗп. Черет карас телефонӗ патне ҫитрӗ. Хайхи кӗсьене хыпашласа пӑхрӑм та — телефон ҫук. Унталла пӑхатӑп, кунталла — ҫук. Сӗтел ҫинче те курӑнмасть. Урайне ӳкмен-ши тесе пӳлӗм тӑрӑх пӗр иккӗ-виҫҫӗ те ҫаврӑнса тухрӑм пулӗ...
Хайхи ӗҫтешпе калаҫса пӗтертӗм те тин пуҫа кӗчӗ — телефонӗ хам алрах-ҫке! Эп унпа калаҫатӑп иккен!

Леш юмахри пӑтӑрмаха та ҫынсем шутласа кӑларман пулӗ — ку ӗҫ пӗррехинче чӑнах та пулса иртнӗ ӗнтӗ...
 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

2009.09.07 16:14
Аçтахар Плотников
Манашкаллисем татах та пур иккен:
http://bash.org.ru/quote/404445
2009.09.10 06:22
Хăшĕ-пĕри çаплах куçлăхне шырать :)... Ватăлса кайрăн иккен,-хам хама хăш чухне калатăп...
Григорий // 2272.71.9690
2009.09.29 20:26
Манăн,пĕр чăнахта пулса иртнĕ пăтăрмах çинчен çырнă калав пур.Анчах та вăл калавне эпĕ вырăсла çырнă. Чăвашла куçарса паракан пулсан, эпĕ хирĕçлеместĕп.
Сообразили.
Быль.
В начале 70-х годов прошлого уже века мне довелось принимать участие на строительстве крупного промышленного предприятия, расположенного за городом в девяти километрах. Нашу бригаду, как и все другие, доставляли на рабочее место и обратно, на грузовике. На борту грузовика была сбита из досок коробка со скамейками. Зимой и летом «коробочка» спасала нас от снега, ветра и дождя.
Бригада из двенадцати человек, все мужчины, разного возраста. Несколько человек жили в частном секторе. Естественно, по дороге на работу или с работы можно было наслушаться много интересного. Мне, сравнительно молодому и как приезжему недавно в этот город-сад, как тогда его называли, было интересно послушать разные занимательные небылицы в рассказах старожилов города. Вот, один из рассказов предлагаю на суд читателей.
В понедельник утром один из членов бригады, звали его Николаем, годов эдак, около пятидесяти, как подобрали его в свою «коробку» у дома в частном секторе, как прошли выходные дни. Он признался, да мы и раньше об этом догадывались, что время от времени гонит самогон. Так вот, в пятницу после работы сосед пригласил его к себе по какому-то поводу, составить компанию за столом. Не обращая особого внимания на ворчания хозяйки, мы выпили порядком и поздно разошлись по домам. Николай говорит, что его супруга, а жили они вдвоём, накануне уехала в деревню к своей матери. Мать жила с сестрой жены Николая и супруга нашего рассказчика намеревалась провести со своими родными рождественскую неделю. Утром, в субботу, заходит сосед с жалобой на головную боль и на свою старуху (оба были на пенсии), дескать, старая не поддалась ни на какие уговоры и не дала трояк на похмелье. Николай тоже не прочь был пропустить стаканчик, другой, но жена оставила ему только продукты, израсходовав деньги на подарки родне. В этом месте я перейду описывать дальнейший рассказ Николая в повествовательном жанре.
- Николай, выручай. Голова гудит, мочи нет – просит Василий, сосед значит.
- У меня тоже тяжело в голове – говорю я.
- А моя ни на какие уговоры не идёт, только ругается.
- Да и у меня денег нет, понакупила всего и уехала. Хорошо хоть оставила продуктов на неделю.
- Слушай, Николай, ты к4ак-то говорил, что собираешься ставить бражку на самогон. Поставил или нет ещё? – у Василия
мысли напряжённо работают.
- Да, да. Поставил ещё неделю назад, целую флягу – я ещё не скоро бы вспомнил об этой фляге. Спрятано ведь от чужих
глаз.
- Так давай. Выгоним сейчас, тем более, завтра не на работу и ворчать некому – распалился Василий, предвкушая
хорошую выпивку.
Самогоноварение – противозаконное дело. Но народ все равно гнал самогон для собственного употребления, особенно перед предстоящими праздниками. Правоохранительные органы знали об этом, но особо не преследовали, Выявляли и улучшали свои показатели в борьбе с данным злом за счёт тех, кто продавал это зельё. Николай продолжает свой рассказ, уже похохатывая по ходу своего повествования.
- Мы стали суетиться вокруг своего нехитрого, но сделанного со знанием дела, домашнего спиртзавода. Быстренько наладили, сидим, покуриваем и с нетерпением ожидаем, когда же закапает наше «лекарство».
В это благостное для нас время ожидания в избу заходит Ксения, Васькина половина.
- Я так и чувствовала, что дело тут нечистое. Думаю, куда запропастился мой зануда «трояк»- разошлась соседка.
- Дак, мы же ничего, просто решили пока в доме свободно и выходные дни, решили к рождественскому
застолью подготовиться – это мне пришла в голову спасительная мысль.
- Знаю я, чем пахнет ваше застолье. Скоро узнаете- с ворчанием, хлопнув дверью, ушла Ксения.
- Слушай, Николай, она у меня такая, когда разойдётся, удержу нету. Вполне может пойти в милицию и заявить – у
соседа голова рассуждает трезво.
- Что будем делать? Ведь скоро закапает наше спасение – не знаю, что и делать.
Тут Васька (по-соседски я его так называл) проявил свою жизненную мудрость, набранную за свою долгую жизнь.
- Давай,- говорит, - быстро разберём наш заводик, благо не закапала ешё драгоценная жидкость, и нет ещё запаха самогона.
Разобрали, вынесли, спрятали в дворовых постройках нашу нехитрую конструкцию. На стол, по совету богатого жизненным опытом Василия поставили три полулитровые бутылки, наполнив их водой из колонки. Бутылки заткнули пробками из газет, нарезали на тарелки колбаски и хлеба. Из одной бутылки налили в стаканы чуть больше половины , Сидим, курим. И вправду, сосед хорошо изучил нрав своей половины, почти за полвека совместной жизни. Мы не успели искурить по папиросе, как, постучав, в избу зашли два милиционера. Поздоровались и представились: один – капитан, второй – младший сержант. Капитан, оказывается, наш новый участковый, всего месяц на нашем участке.
- Поступило заявление, что в этом доме гонят самогон. Пришли проверить – говорит капитан. По лицу и заметному акценту, похож на татарина. Фамилию назвал, вроде, Зигашин или Загашин.
- Бог с вами. Мы, что, в лесу, что ли живём. Мы законы знаем, уважаем и соблюдаем –говорю, ă сам из стакана пью маленькими глотками.
- Самогон – это сивуха, одним словом, отрава – поддакивает сосед, наливает из бутылки в стакан наполовину и предлагает капитану – пробуйте, пожалуйста.
- Да, да. Присядьте, пожалуйста – гостеприимно подставил я табуретки.
Капитан взял стакан, понюхал, сделал глоток, второй, покачал головой и выпил всё, сколько было в стакане. Попросил налить ещё из другой бутылки. Налил ему и младшему сержанту. Выпили оба, и смотрят друг на друга.
- Обыкновенная вода, товарищ капитан – доложил младший по званию.
- А, ну, с третьей бутылки – у капитана глаза засуетились.
- Вода, товарищ капитан – прожимает плечами тот.


- Интересно. Расскажите, почему это – сидите с закусками и попиваете воду с закупоренных бутылок? – капитан весь подался вперёд.
Я задержался с ответом, так как, не знал, что и сказать. Но, выручил сосед. Не один десяток лет живу с Васькой по соседству, знаю, что в любом положении найдёт, что сказать. Но такого, что он сказал, я и за большие деньги не смог бы выдумать. Пока я раздумывал, что бы сказать капитану, Василий встал, принял скорбный вид и спокойно начал объя
снять, почему мы сидим с бутылками воды за столом.
В нашем роду существует древний обычай. Когда обмывают покойника или покойницу, сливают воду в бутылки и родственники в каждую годовщину отмечают этой водой. Моя жена не признаёт такую традицию, вот я и пришёл к соседу, благо, он поддерживает меня в такой горестный для меня день.
Я чуть не упал со стула, еле-еле сумел сдержаться от истерического смеха. Васька начал разливать с бутылки по стаканам. Первым, пулей вылетел во двор капитан. Его рвало, как будто он съел, что-то невообразимо отвратительное. Его подчинённый весь побелел, затрясся, засунул пальцы в рот, вызывая рвоту. Мы с соседом вышли следом на крыльцо, но сдерживали судороги от смеха. Васька, и тут не потерял самообладание. Не спеша, вернулся в хату, вынес полотенце и …, бутылку с водой. Капитан сорвал полотенце, вытирая лицо вбежал в избу, выбежал, надевая на ходу шапку, и не попрощавшись ушёл со двора. Младший сержант вытер лицо носовым платком, козырнул и быстро пошёл догонять своё начальство.
Мы, довольные, по настоящему талантливо, театрально исполненной ролью в экспромтом выдуманной постановке для «древнего родового обычая», спокойно собрали наш «заводик», выгнали приличное количество «первача». Понятно, что и вчера похмелялись, пока не уснули. Я, уже не удивлялся быстрой смекалке и выдумке соседа, а продолжаю удивляться до сих пор, как мне самому не затошнило. Как хватило выдержки сохранить более- менее спокойное лицо. Когда, вчера выспался к вечеру, моего соседа в избе не было. Ушёл, видимо, к своей половинке. Как бы там не было, ведь почти полвека вместе. Дети давно живут со своими семьями в разных городах Советского Союза. Два сына и дочь, возрастом они мои ровесники. Сосед, как партизан (как принято в таких случаях говорить), доносчице в милицию ничего не рассказывал, что произошло у меня дома, после её заявления в милицию. То ли потому, что много раз пробовал из тоненькой струйки продукцию «спиртзавода» и второй день только появился дома. А, может быть, хотел приберечь на следующий раз, выдержавший проверкой сценарий.
Вот, такой необычный рассказ довелось мне услышать много лет назад. Вспомнил я его по другому поводу, спустя много лет. Если не забуду в суете жизненных событий, расскажу как-нибудь в другой раз про тот повод, что напомнил рассказ Николая, товарища по работе. Сегодня, найдя свободное время, решил написать рассказ Николая на бумагу.
Да, чуть не упустил ещё один интересный момент. Оказывается, через неделю соседку Николая, Ксению, вызывали на административную комиссию в райисполком и назначили ей штраф, в сумме двадцати пяти рублей за ложный вызов милиции в соседний дом. Сумма по тем временам не малая. После этого, отказывала она своему благоверному « трояк» на похмелье или нет, нам неизвестно. Да и нехорошо это, подглядывать за тем, что творится за чужим забором.
Не верить этот рассказ – у нас оснований не было, хотя случай, согласитесь, ну, просто анектотичный.
г. Омск. 2009г. Григорий Фёдоров.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем