Ялтан // 9259.3.8429
2018.04.22 20:05 | |
Яковлевпа ан картлан Талпиçен. Паян пур сутăнчăк та тăшман та Яковлев хыçне пытанасшăн. Яковлева "чыслаканнисем" чылай чух хăйсемшĕн кăна. Яковлев чи малтан кĕрекерисене "тояпа" панă пулĕччĕ? Эп факультатсем ,ялти шкулсемпе клубсем хупман.Шупашкарта чăваш ачисем валли тăван чĕльхепе ÿстермелли ача сачĕсем тума чарман. Тăван чĕльхене таптакансене юрас тесе тăрăшман. | |
Agabazar // 3233.4.5042
2018.04.22 20:25 | |
Ялтан Хоспочын, мартăн 18-мĕшĕнче камшăн сасăларăн? | |
владимир // 3957.56.0551
2018.04.22 21:54 | |
Каçарăр та, Талпиçенĕн "опăтясем" тени вара ,чĕри хăпнипе пуль теп, пачах кулăшла та, анчах куçсуль витĕр кулни çех. Ай,,,, тур-тур-тур! -"турти кĕске" тес килчĕ... | |
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE // 2291.81.1801
2018.04.23 10:09 | |
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: | |
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE // 2291.81.1801
2018.04.23 10:12 | |
ПРАВДА и ИСТИНА, это СЛОЖНОЕ /порой противоречивое/ понятие... Большинство чуваш долго еще не будут свободными духом.., т.к. им присуще раболепие и лизоблюдство к власти и официозу.., да и при смене той же власти.., большая часть из них (ретрансляторов).., как флюгеры.., быстро меняют "свои убеждения" /фактически не имея своего личного осознанного убеждения/..: Первым чувашским писателем, давшим деятельности и личности И. Я. Яковлева отрицательную характеристику, был воспитанник его школы, чувашский драматург Г. В. Зайцев (Тал-Мрза). В его пятиактной драме «Вӑйлисен айӑпӗ» (Вина сильных), написанной в 1918—1919 г., «И. Я. Яковлев показан как злой гений, сгубивший три молодых человеческих жизни». Автор драмы выступает не против просветительской деятельности И. Я. Яковлева, а против него как личности, как руководителя Симбирской чувашской школы. Противопоставляя И. Я. Яковлева его ученикам, видным деятелям чувашской культуры начала XX в., он рисует его, вопреки истине, монархистом-узурпатором, сознательно препятствующим выдвижению прогрессивных деятелей из среды чувашского народа, эгоистически настроенным гонителем и губителем талантливых учеников и учителей своей школы. | |
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE // 2291.81.1801
2018.04.23 10:13 | |
Хотя с оценкой Г. В. Тал-Мрзы деятельности и личности И. Я. Яковлева соглашались не все представители чувашской культуры, все же такую отрицательно-нигилистическую оценку разделяли даже в конце 20-х гг. некоторые поэты и писатели, среди которых был, напр., П. П. Хузангай. В 30-е гг. П. П. Хузангай пересмотрел свое отношение к Яковлеву и его деятельности, полностью отошел от своих первоначальных отрицательных позиций и создал ряд замечательных произведений о нем. Но в конце 20-х гг. он еще разделял буржуазно-нигилистические воззрения на Яковлева. В поэме «Поэтпа миссионер» (Поэт и миссионер) он показывает его вполне в духе драматурга Г. В. Тал-Мрзы: противопоставляет И. Я. Яковлева К. В. Иванову, изображает его как миссионера, проводника православной религии, гонителя и губителя талантливых представителей чувашской культуры, обвиняет его в смерти К. В. Иванова. Эти обвинения автор предъявляет и от своего имени и от имени К. В. Иванова. | |
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE // 2291.81.1801
2018.04.23 10:16 | |
Эти отклики отрицательного отношения к просветительской деятельности и личности И. Я. Яковлева сказались в трагедии Я. Г. Ухсая «Хура элчел» (Черная судьбина, 1941). В произведении поставлена цель раскрыть трагическую судьбу зарождающейся чувашской демократической интеллигенции в годы столыпинской реакции. Конфликт своей трагедии Я. Г. Ухсай построил на противопоставлении И. Я. Яковлева К. В. Иванову. И. Я. Яковлев и здесь выступает этаким злым гонителем чувашских талантов, охранителем русского православия. К. В. Иванов верит в талантливость родного народа, а И. Я. Яковлев относится к этому с большим предубеждением, он даже сожалеет по поводу того, что К. В. Иванов принадлежит не к русской, а к чувашской нации. Вопреки "исторической правде", автор старается показать К. В. Иванова противником И. Я. Яковлева, а не признательным его учеником. Так, на просьбу И. Я. Яковлева начать перевод библии на чувашский язык К. В. Иванов откликается карикатурой на своего учителя — изображением черного ворона, символизирующего черную реакцию.
| |
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE // 2291.81.1801
2018.04.23 10:21 | |
В отличие от других авторов, С. В. Эльгер старается четко объяснить положительные и отрицательные стороны деятельности Ивана Яковлевича, его политические убеждения и философские размышления. С большим знанием, с тонким писательским чутьем говорит, о самых противоречивых моментах характера И. Я. Яковлева. Яковлев рисуется монархистом, не приемлющим революции, считающим участие чувашей в революции лучшим поводом для полного уничтожения их как народа, рассматривающим просвещение в рамках самодержавия самым мирным, выгодным и безопасным путем для культурного и социального прогресса. Писатель ставит перед читателями и другой полемический вопрос — о монархической настроенности И. Я. Яковлева: «Был ли он до конца выдержанным монархистом или заигрывал с царизмом ради осуществления своих просветительских идей и начинаний?». Как становится ясным из дальнейших рассуждений героев, И. Я. Яковлев был некоей раздвоенной личностью: с одной стороны, царистски, монархически настроенной, убежденной в необходимости существования русского самодержавия, с другой стороны — заигрывающей с царизмом ради сохранения своей школы, ради выгоды чувашского народа. | |
KIREMET SIGCHI YUR TURINGE // 2291.81.1801
2018.04.23 10:25 | |
Думается, писатель был не совсем прав, изображая его двуликим человеком. Как показывают документы и высказывания самого И. Я. Яковлева, а также исследования чувашских ученых последних лет, он не был раздвоенной личностью. Сложность его образа в том и заключается, что он, подобно крестьянству того времени, питал веру в царя; он не выступал против самодержавия, хотя всю жизнь испытывал гонения и преследования со стороны представителей чиновничьего самодержавного аппарата. Перевод Библии и других религиозных книг он осуществлял по убеждению в необходимости, с его точки зрения, приобщения чувашских масс к более высшей, чем язычество, форме религиозной идеологии, к вере, как он считал, русского народа, полагая, что это будет способствовать сближению чувашей с русскими. Поэтому светское просвещение он связывал с христианским просвещением. И. Я. Яковлев не понимал революции. Но, несмотря на свои ошибки и заблуждения, он всегда трудился ради национального подъема родного народа, любил свой народ, верил в его творческие возможности, работал для культурного преобразования родного народа через школы, через просвещение, через искусство и литературу. | |
Agabazar // 2044.95.8124
2018.04.23 11:43 | |
Хотел или не хотел, имел убеждения или нет, Иван Я. Яковлев всё равно, как ВЫСШИЙ ЧИНОВНИК, был обязан приноравливаться к действующей идеологии. Ибо по другому не могло быть.
Киремет Сыхчи, вам самим известно произведение Якова Ухсая "Хура Элчел"? Мне — не известно, но слышал. Доступно ли это произведение современному читателю? |