По просьбе читателей сайта разъясняем значение народного хурала.
Чувашский народный хурал (Чӑваш Халӑх Хуралӗ) — форма самоорганизации населения определенной территории, известна чувашам с незапамятных времен. Это традиционная система участия крестьянских масс в решении социальных и управленческих задач, сложившаяся в целях защиты этноса от внешних врагов и от произвола власти, определения экономико-хозяйственных интересов общества в целом. Слово «хурал» — древнетюркское: в азербайджанском, алтайском, татарском, башкирском, уйгурском, узбекском, туркменском, чагатайском, якутском — во всех тюркских языках означает стражу, охрану, дозор, караул. До середины ХХ века в чувашских населенных пунктах активно действовали сельские хуралы. Старшее поколение еще помнит «хурал пӳрчӗ» (народные дома) с постоянным ночным дозором, помнит ежегодные «халӑх поххи» — общенародные собрания с обсуждениями злободневных задач деревни или всей земельной общины.
Известны имена народных предводителей Хурала в Волжской Булгарии — Валемхози и Вырыха, в Российской империи — Охатера Томеева, Пайтула, Тойдеряка, Негея, Пуртаса, Сарри и многих других, проявивших себя умелыми руководителями в трудные для народа периоды его судьбы. Это — народные парламентарии, защитники, которые возглавляли массовые движения при смутных временах и кризисе в государственной власти. Со времен Батыя и Грозного власти старались уничтожать народный хурал, но он не истребим, пока сам народ существует.
В новом формате Чувашский Хурал оформился в 1988 году, как сказано в брошюре «Преодолеем любой рубикон», «на подъеме народного волнения» в Доме политпросвещения (ныне здание Чувашской филармонии). Первым руководителем тогда выбрали меня, долгое время настойчивым секретарем работал журналист и языковед Андрей Алексеев. В последующем руководили Хуралом народный писатель Федор Уяр, писатели и педагоги Борис Борлен, Анатолий Кибеч, народный писатель Денис Гордеев. С 2013 года сопредседателями Народного Хурала являются известные в республике активисты Николай Адер и Тимер Тяпкин.
Первоначальное положение о Народном Хурале принято на 3 съезде Союза чувашских краеведов 31 марта 1994 года, затем оно с дополнениями утверждено на 3-м съезде Чувашского национального конгресса 25 октября 1997 года, опубликовано в журнале «Тӑван Атӑл» (2001, №11) и в газете ЧНК «Чӑваш тӗнчи» (2013, ноябрь, № 17-18). Ныне юридической базой Народного Хурала является Конституция РФ (от 12 декабря 1993 года) и Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№131-ФЗ. 6.10.2003), позволяющий ТОСу быть юридическим лицом со своей геральдической печатью и счетом или без юридического лица, заявляясь лишь в местной администрации. Формы самоорганизации населения сейчас многообразны - в городах хорошо проявили себя домовые и уличные комитеты, жэк, жкх, в селах – уличные и сельские группы активистов, родительские хуралы и различные советы во главе со старостами или другими выборными лицами.
Ядром Народного Хурала испокон веков были советы старейшин и сельские старосты. Номинальным методическим и координирующим центром возник Центральный Совет чувашских старейшин. В одно время (при руководстве А. Кибеча) он действовал при ЧНК, но когда конгресс создал свой совет аксакалов, Центральный Совет вернулся на свое прежнее положение. Думаю, что и в дальнейшем местные хуралы, пользуясь правами органов территориального общественного самоуправления (ТОС), будут иметь в основе своей структуры аксакалов и молодых активистов. Некоторые чиновники и администраторы думают, что Народный Хурал и Центральный Совет чувашских старейшин возникли в противовес государственной власти и местным администрациям. Это не так. Локальные народные хуралы и советы старейшин не являются ни партиями, ни революционными организациями. Они не имеют штатных работников и не претендуют на государственную власть и кресла в правительстве, потому что по своей природе являются неотъемлемой частью трудовых или творческих коллективов, сельских и городских жителей определенных территорий и несут функцию «телефонных» мозговых штабов массы. Умные правители и старосты опирались на силу Хурала и старейшин, через них проводили свою политику в жизнь. Иное отношение к народной «демократии» вызывает невольное недовольство масс и тогда власть предержащим приходится свою политику внедрять неправыми методами – как при царях – силой, запретами, зомбированием, подкупом, обманом. В таких случаях Народный Хурал может оказаться в оппозиции и, в крайнем случае, пойти на радикальные действия. Завидная чувашская толерантность редко зовет на открытую конфронтацию, но она не исключена. Припомните противостояния конца ХХ века, когда власть и народ вошли в конфликт и появились в Чебоксарах демонстрации учителей чувашского языка, палатки голодающих Валерия Тургая, Василия Дворникова, Семена Петти перед Домом правительства. Или другой пример - противостояние президиума ЧНК и Народного Хурала после 7 съезда Конгресса в 2009 году. Тогда поднялась здоровая протестная сила народного движения, появилась газета «Халӑх тӗпелӗ» и, в конечном счете, на следующем съезде удалось обновить состав Совета ЧНК и спасти его от позора.
К сожалению, чувашской глупости конца не видно. Как вы знаете, в ЧНК, вместо того, чтобы объединиться с Народным Хуралом (как в свое время ЧОКЦ-2 объединился с ЧНК), председатели некоторых советов (в ЧНК П.Ивантаев, при Главе ЧР Л.Кураков) начали было раздор с Центральным Советом старейшин и с Народным Хуралом. Но члены ЦСЧС оказались мудрыми и нашли возможность обойти этот позорный прием амбициозных персон.
Как ни крутите историю, идея Чувашского национального конгресса, землячеств, новых форм советов аксакалов зародилась в Народном Хурале и воплотилась в жизнь на его волне. И если ЧНК в будущем замкнется в себе как охотоведческая организация или бизнес-клуб, если бездействующий Совет старейшин при Главе республики ложно объявит себя главенствующим законодателем народного духа, то вполне возможна вероятность становления Народного Хурала альтернативной силой генерирования общенациональных устремлений.
Коль ретрограды снова захотят объявить войну и уничтожить Народный Хурал, то эта затея будет заведомо преступной, потому что она непременно обернется травлей самого народа. Успех власти в этой части возможен лишь при полной диссимиляции этноса. Но пока у чувашского народа историческая память не потеряна и он не готов идти на тотальный типшар («типшар» – форма чувашского самопожертвования ради чести и правды). У меня в этом плане нет никакого сомнения. Ватти пулмасан латти ҫук!
Президиум Народного Хурала и ЦСЧС собирается редко – примерно в два месяца один раз, если появляются животрепещущие вопросы широкого масштаба. Приглашаю всех друзей и врагов Народного Хурала на заседания Центрального Совета чувашских старейшин для участия на равных правах в диалоге конструктивных мнений и советов.
Пока чувашский народ живет и работает, его незаметные, но неотъемлемые хуралы и советы старейшин будут до последнего заботиться о родном уголке, отчизне и народе.
Виталий Станьял, председатель ЦСЧС
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Çакăн пек ăнлантарни халăха та, упутсене те, тÿре-шарана та питĕ кирлĕччĕ. Хуралсем (ТОСсем) - вырăнти администрацисен партнерĕсем, лава мăшăрлатса кÿлнĕ лашасем пек. Вĕсем килĕштерсе туртнă чухне халăха хăйнех аван пулать.
Хуралланса пурнасси вара ял халăхĕнчен хăйĕнчен килет - ăна аякран пырса туса памаççĕ.
Аçтахар!Ăнлантарăва пичетленĕшĕн тавах!
Тимĕр Акташ // 1136.41.1509
2017.11.27 23:50
Согласен с оценками и выводами Виталия Станьяла! Чăваш халăх хуралĕ - истинная форма чувашского национального народного самоуправления! Она не нравится современным властям за свободомыслие. Ну и что? Чувашский народный хурал - не сто долларов, чтобы всем нравиться!
Хуралланса пурнасси вара ял халăхĕнчен хăйĕнчен килет - ăна аякран пырса туса памаççĕ.
Аçтахар!Ăнлантарăва пичетленĕшĕн тавах!