Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -4.7 °C
Чӑн сӑмах куҫа ҫиет.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Праздник вовсе не безделье…

Виталий Станьял20.07.2016 16:426453 хут пӑхнӑ

Со светлыми днями всеобщих крестьянских каникул (неделями симека и синзе) вирьялские деревни Вурман-Сюктерской сельской администрации попрощались традиционно весело сразу в двух деревнях – в Адылъялах и Вурманкасах. Они в положенный срок аккуратно и степенно провели древнейший праздник «Пӗтрекке» (Питравкка) – с торжественными речами и наградами, песнями и танцами да ритуальным шюрбе от кудрявых (пӗтрекке) баранов.

 

Места для проведения общесельских сборов и тут, и там выбрали отменно красивые и колоритные. Рядом чистые родники и пруды, крутые горы, овраги, склоны и обрывы. Горное правобережье Волги взору представляет изумительный пейзаж – мне, например, после них не надо ни Кавказа, ни Карпат!

Под сенью высоких дубов и берез, в общем кругу среди аксакалов волей-неволей навеваются мысли о вечной воле, о бурной Волге, о временах Чурабатора и Емельяна Пугачева, о волгарях, сложивших головы на Москва-реке, в Жигулях, под Сталинградом. Нет-нет да бабушки вспоминают о сенокосах, когда сотни людей журавлиной стаей целыми днями колыхались по широким долам прибрежных просторов, когда вечерами наслаждались ухой из стерляди…

Молодой глава сельской администрации Олег Ерманов, перенимая опыт проведения Хравути поххи от деревни Малый Сундырь, несколько лет назад принялся образовывать в Вурманкасах культурно-досуговую площадку на историческом мысу старинного городища. Тут уже заложен фундамент и выставлен макет для стелы героям труда и войн. Разровнена площадка, подведена дорога. Здесь же в дальнейшем должен прописаться праздник Питравкка для всех 16 населенных пунктов сельской администрации. Задумка благородна, но финансов нет. Все делается по принципу ниме. Если вурманкасинцы, да и хыркасинцы не забыли отцовские заветы, непременно поддержат своего патриота. Я посоветовал бы еще обратиться к новым переселенцам приволжского края (здесь фактически образовался новый поселок из коттеджей и фазенд) за оказанием материальной и финансовой помощи в застройке общекультурного парка. Надеюсь, что откликнутся многие «со своей ниткой из мира».

Закрывая традиционный, теперь уже полностью обновившийся Уяв, на городище детвора и молодежь предавалась музыке и спорту, старшее поколение разговоры вело о проделанных и предстоящих работах. Заботы у всех были сегодняшние, злободневные. Об успехах и задачах с глазу на глаз говорила с сельчанами много раз и по разным причинам бывавшая в этих местах и.о. главы Чебоксарского района Зоя Маслова, поблагодарил за активную подписку газет и журналов министр информационной политики Александр Иванов (в молодости работавший директором школы на родине великого композитора Германа Лебедева в Салабаях, он и сейчас поддерживает творческие порывы ишлей-шарбашцев). Хвалил волжан за трудолюбие известный в России строитель, народный академик, меценат родной культуры Валерий Гордеев, пожелал и впредь не терять лучшие традиции края председатель Союза чувашских краеведов Сергей Сорокин, начальник районного департамента образования Борис Романов… Все-таки приятно, когда праздничные радости и повседневные рассуждения с нами делят ответственные люди, которых мы, бывает, в нужде и трудах нередко вынуждены тревожить и всяческими не очень радостными хлопотами.

…Самыми светлыми воспоминаниями послевоенного детства остались у меня праздники Хравути поххи и Питравкка. Там были карусели, копеечный морс, удаль молодецкая и девичья красота в песенном ряду (юрӑ карти). Сейчас гармонистов и плясунов осталось штучно на все поселение, каруселей у нас нет, сладостями детей уже не обрадуешь. Да и детей в школах мало, а на Питравкка их почти и не видно. Как пишут газеты, у школы 144 надзирателя, а с детьми заниматься некому. Близорукая малышня в эти золотые дни сидит за телевизорами и компьютерами. В концертах их номеров нет, массовых соревнований детских команд не заметил. Мы отошли от природы и от реальной жизни. Вот потому на каждом народном празднике с горечью думаю, что современная сельская школа превратилась в аппендикс общества…

За последние четверть века мне приходилось участвовать во многих общенародных и сельских уявах (праздниках) не только в Чувашии, но и в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Марий Эл, Тюмени, Самаре, Ульяновской, Кемеровской, Пензенской, Саратовской областях. На глазах поднялась культура чувашского гостеприимства, угощений и гостевого этикета. Народ заметно отошел от повального пьянства. Мне радостно, что ишлей-шарбашский куст Чувашии умеет готовить самое меньшее полсотни видов домашнего пива и знает, как им угощать на радость всем – от девиц-красавиц до горемычных гуляк. Что ни говорите, праздничное застолье без питья не обходится, и потому мне так страстно хочется вернуть наше общество к домашнему, сытному, здоровому и беспохмельно-крепкому праздничному пиву. Возможно ли это? А почему бы нет?

Дни деревень и традиционные праздники пришли во все уголки чувашского мира. Но и здесь уже появились свои проблемы, потому что превратились они в стереотипы: грамоты, концерт, застолье. Стереотип терпим раз-другой, но на третий раз народ не проявит интереса. Значит, нужны сценарии без повтора, с новинками. Кто их должен разрабатывать? Наши культработники Любовь Иванова и Светлана Мартьянова, не зная отдыха, крутятся на все 16 деревень и сел. Им нужна методическая и фактическая помощь – ведь энтузиазм тоже иссякает. Мне так и кажется, что Минкультуры республики сможет предложить сельским администрациям, учреждениям культуры и старостам не менее сотни вариантов примерных сценариев Дней деревни и национальных праздников – приходи и выбирай на вкус!

Конечно, не красота спасет этот несправедливый мир. Но красота может и должна вдохнуть в нашу жизнь смысл существования, придать нашим деяниям осветленность и цель. Теперь не годы Великой Отечественной войны и не годы послевоенного голода и мора. Крестьянин освобожден от многих будничных хлопот и минимумов. Худо-бедно, работу на прокорм находим. Голодных, не обутых детей в слякоть и пургу не гоняем на пастбища и конюшни. Пришло время обратиться к красоте сел и деревень, к гармонии повседневного быта и праздников, пришло время развивать народное творчество, музыку, поэзию, танцы, игры. Пришло долгожданное время, позволяющее передавать юному поколению нравственное, духовное, интеллектуальное богатство нации. Разве Хравути поххи, Питравкка, акатуй, хреϛту, сухату, кушар, дни деревень не служат этому благородному назначению этнопедагогики? Служат. И надо их проводить именно с таким высоким предназначением, как это делается в приволжских Вурманкасах.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем