Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -5.7 °C
Уйӑх ҫути — ҫул ҫути, хӗвел ҫути — кун ҫути.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Макаревский Алексей Валерьевич: В селах называли комету просто "Звезда с хвостом"



Детское воображение чувашского просветителя Ивана Яковлева поразила в октябре 1857 года блестящая комета: «Комета, действительно, была замечательная по величине и хвосту, который захватывал чуть не полнеба. Явление это продолжалось недели две. Комета находилась на юге-западе, все поднимаясь с юга. Народ высыпал из изб смотреть на нее по вечерам. Она сильно поразила меня. Но детское мое воображение ничего с этой кометой не связывало. Что говорили о комете среди чуваш, теперь не помню. Помню, что появление кометы в русском крестьянском населении, меня окружавшем, связывалось со смертью симбирского архиерея Феодосия. Так как в семье Мушкеевых высоко чтили архиерейский сан, то и говорили, что Бог ознаменовал кончину симбирского владыки особым небесным знамением» …
Зимой 1664 года, когда патриарха Никона отправили в заточение в Воскресенский монастырь, над Москвой сияла комета. Бывший патриарх, садясь в сени, «отрясал прах от ног своих». Стрелецкий на это заметил: «Мы этот прах подметем». Патриарх же ответил: «Да разметет Господь Бог Вас иной божественной метлой иже является на дни многи!».
В старину кометы назывались блуждающими, волосатыми или хвостатыми звездами. Наблюдались они в каждом столетии. В XIX веке более тридцати наблюдаемых комет были видимы невооруженным глазом. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания «Большая Энциклопедия» (1900-1909 годы) Книгоиздательского Товарищества «Просвещение» под редакцией Сергея Николаевича Южакова поместил таблицу, в которой перечислены периодические кометы с периодом менее 80 лет, а также указано время их последнего тогда появления и время оборотов вокруг Солнца (том 11). Итальянский астроном Джамбаттиста Донати в июне 1858 года открыл блестящую комету, получившую его имя.
Осенью 1858 года один сельский священник Пермской губернии наблюдал комету, хвост которой увеличивался до громадных размеров: «Свод небесный стал тих и прозрачен; звезды заблистали на небе, и луна показалась во всем величии своем. Тогда-то комета, как невеста прекрасная, явилась во всем блеске красы своей. Величаво и гордо, с распущенным хвостом, шла она с Юга на Запад, и к первому часу ночи скрылась от глаз наших… В селах называли комету просто «звезда с хвостом». Раскольники назвали ее звездой «ком» и по ней утверждали, что скоро наступит второе пришествие. Православные, хотя и подшучивали над мудрствованиями старообрядцев, но не прочь были от разных предположений. Одни говорили, что будет у России война с каким-либо царством; в доказательство сего указывали на звезду с хвостом, бывшую будто бы в 1812 году. Другие утверждали, что следующий год будет тяжел для людей. Третьи, не определяя ни того, ни другого, уверяли, что впереди случится что-то особенное» . Следующий год был действительно тяжелым для крестьян: плохой урожай, эпидемии людей и скота.
В кометах видели предзнаменование кровопролитных войн, междоусобных раздоров и мятежей, голода, чумы и других эпидемий, землетрясения, кончины царей и даже… светопреставления. Кометы «обвинялись» во всех несчастиях человеческого рода. Белоруссы видели в комете предзнаменование эпидемии. У малороссов существовала примета: «Только явится на небе метла, то будет война». В центральных великорусских губерниях считали комету предвестницей бедствий и наказанием от Бога. Иные говорили, если хвост кометы обращен кверху, то будет война, если вниз – мор. Утверждали, что кометы предвещали важные события, и будто бы перед отменой крепостного права комета лежала на небе в продолжение шести недель. В пословицах сказался народный взгляд русского человека, который видел в звездах глаза небесных ангелов Божьих, в громе и молнии – колесницу святого пророка Илии, в млечном пути – путь пророка Моисея на небо: «Божья планета не может предвещать худа», «Метлы (т. е. кометы) небо подметают перед Божьими стопами».
И. Я. Яковлев Феодосием называет Феодотия (Феодора Адриановича Озерова) (1793-1858) – Симбирского архиепископа, который родился в селе Косицах Верейского уезда Московской губернии. По окончании Московской семинарии, Ф. А. Озеров продолжает учебу в Петербургской духовной академии. В монашество вступил в 1823 году под именем Феодотия. С 1 августа 1823 года – инспектор Вифанской семинарии, профессор церковной истории и греческого языка. В августе 1823 года рукоположен в иеродиаконы, затем в иеромонахи. В марте 1824 года причислен к соборным иеромонахам Донского монастыря. В августе 1828 года назначен ректором Оренбургской семинарии. В сентябре 1828 года посвящен в архимандриты Уфимского Успенского монастыря, определен присутствующим в консистории и цензором проповедей. В 1830 году в Челябинске организует работу по открытию духовных училищ. В сентябре 1831 года назначен ректором Рязанской семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря, присутствующим в консистории и цензором проповедей, благочинным над монастырями. В 1835 году был вызван в Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди слова Божия. В мае 1837 года Феодотий был определен епископом Старорусским, викарием Новгородским. 22 июля 1842 года переведен в Симбирск. Человек добрейшей души, своей простотой, доступностью, благотворительностью привлек к себе все местное население. Боролся с расколом, с остатками язычества, заботился о благоустройстве монастырей и духовных учебных заведений. В 1855-1856 годах присутствовал в Святейшем Синоде. 26 августа 1856 года был возведен в сан архиепископа. Автор трудов «Поучения и речи в трех выпусках» (Спб., 1850-1856); «Утро священнослужителя, или поучения и речи в трех частях» (Спб., 1858). Скончался 20 августа 1858 года. С 1858 года управление Симбирской епархией поручалось Феофилу (Феодору Ивановичу Надеждину).

Феофил (в мире Феодор Иванович Надеждин), епископ Самарский и Ставропольский. Сын дьячка Пушкарской слободы г. Данкова, Рязанской губернии; скончался 31 декабря 1865 года. Образование Феофил получил в Рязанской семинарии (1824-1829 г. г.) и в С.-Петербургской академии, куда поступил в 1829 году, но в 1830 году по болезни уволился и в 1831 году был вновь принят. Во время обучения в академии он 19 ноября того же года постригся в монашество с именем Феофила и 29 ноября был рукоположен в иеродиаконы; 29 июля 1833 года он посвящен был в иеромонахи; по окончании академии со степенью магистра был назначен инспектором и учителем Волынской семинарии. С 16 января 1834 года до 11 ноября 1835 года Феофил исполнял обязанности смотрителя Острожских духовных училищ; в 1838 году был определен соборным иеромонахом Александро-Невской лавры, а 19 февраля 1840 года возведен в сан архимандрита. В 1841 году он был назначен ректором Полтавской семинарии, 3 апреля 1850 года – Курской, но в конце года был вызван в С.-Петербург для исполнения чреды священнослужения и в 1851 году определен ректором Нижегородской семинарии и настоятелем сначала Печерского, а с 1855 года – Нижегородского Благовещенского монастырей. На всех местах служения он был членом консистории и цензором проповедей. Феофил принимал близкое и сердечное участие в нравственном и материальном положении вверенных ему духовно-учебных заведений. В 1857 году он был хиротонисан в епископа Самарского и Ставропольского; ему поручалось управление Симбирскою (с 1858 г.) и Саратовскою (с 1863 г.) епархиями. В Самаре он построил три церкви и устроил духовное училище. Ему принадлежит магистерское сочинение: «Опыт соглашения некоторых мест Евангелия, в которых евангелисты по-видимому противоречат один другому» (Русский Биографический Словарь, издаваемый Императорским Русским Историческим Обществом. Том 32. С.-Петербург, Типография Главного Управления Уделов, 1913, С. 475-476).

Народные суеверия о кометах ведали: «Комета Галлея памятна всему человечеству по тем ужасам, которые связывало с ее видом суеверное людское воображение. Нет в человеческой жизни таких бедствий, которых бы не приписывали этому невиннейшему из небесных светил. И теперь, когда комету Галлея видят только немногие записные астрономы, в народе уже ходят по поводу ее самые разноречивые слухи и гадания. Говорят о предстоящей войне, о неурожае, о конце мира. По сообщению газет, нашлись и ловкие проходимцы, воспользовавшиеся кометой в целях эксплуатирования народной темноты. «В Лубнах появились какие-то темные личности, которые с подписными листами шныряют по домам обывателей и собирают деньги на молебен, имеющий яко бы состояться в местном монастыре, «об избавлении земли русской от падающих комет». Характерно, что в числе первых подписавшихся жертвователей значатся лица, пользующиеся в городе уважением» («Новое Время», 1910 г., февраля 7). Предоставив астрономам вычислять путь и орбиту кометы, длину и состав ее хвоста и т. п., мы остановимся только на этих народных предрассудках, связанных с необычными небесными страницами, на истории и на значении этих суеверий. Если, по пословице, «Глас народа – Глас Божий»; если даже в самых нелепых народных суевериях кроется подчас зерно истины (так, например, в «Уроках» или «Дурном глазе» русского простонародья нельзя не видеть предчувствия не так давно открытого наукой гипнотизма), - то и в данном случае: суеверный ужас всего человечества перед «хвостатыми звездами» не заключает ли в себе чего-нибудь похожего на правду? Было время, когда человек, погружаясь в мрак ночи, каждый раз сомневался и страшился – возвратится ли вновь на горизонте благодетельное небесное светило, или же он останется в вечном мраке. Но период таких сомнений прошел весьма скоро. Строгая закономерность и периодичность в движении солнца и луны была слишком ясной и несомненной даже для первобытного человека. Один из семи древнегреческих мудрецов, Фалес Милетский, уже предсказал солнечное затмение: настолько глубоко к тому времени человеческий гений успел проникнуть в природу и движения таинственных небесных светил. Позже всех было разгадано движение комет. Только двести с небольшим лет тому назад, со времени великого открытия знаменитого Галлея (1681), кометы утратили для пытливого человеческого ума ту таинственность, которой они были до той поры покрыты. Таинственность этих «небесных странниц», неожиданность их появления и исчезновения, их странный вид и меняющаяся фигура хвоста, в котором человеческое воображение нередко усматривало самые причудливые и фантастические образы, - вот обстоятельства, способствовавшие появлению и распространению всевозможных суеверий, связанных с «хвостатыми звездами». Но замечательно, что чем дальше мы углубляемся в древнюю историю человечества, тем известий о народных суевериях относительно комет встречаем все меньше и меньше, хотя свидетельства о появлении и движении самых комет на небе имеются и для того времени в достаточном количестве. Средние века, в частности XVI и XVII столетия – вот время самого пышного расцвета связанных с кометами всевозможных суеверий. До последнего времени думали, что первое историческое свидетельство по интересующему нас вопросу принадлежит Плинию. По словам этого писателя древности, кометы суть ужасные звезды, предвещающие кровопролитную войну. По форме и цвету комет этот римский натуралист старается разгадать ход будущей войны, предзнаменованием коей данная комета служит. Он различает кометы с бородой, кометы в виде меча, диска, бочки, факела и т. п. Но недавно молодому русскому астроному Д. О. Святскому удалось доказать, что Ветхозаветные еврейские пророки нередко пользовались кометами, как образами и предзнаменованиями грозных событий будущего. В известном пророчестве Валаама звезда с «жезлом» (т. е. с хвостом) «разит князей Моава и сокрушает сынов Сифовых (Числ XXIV, 17). Пророк Иеремия говорит о видении им в 619 году до Рождества Христова кометы Галлея (древнейшее известие об этой комете), которую он поэтически изображает в виде «кипящего котла, поддуваемого ветром», и опять-таки в виде «жезла миндального дерева». «И лицо его (котла, т. е. ядра или головы кометы), - подчеркивает пророк, - со стороны севера». А это знаменует вот что: «И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли» (Iерем. I, 13). И хотя тот же самый пророк предостерегает верующих: «Не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Iеремiи X, 2), но средневековое духовенство, угрожая с церковной кафедры грешникам небесными кометами, приводило в доказательство именно эти грозные слова пророка Иеремии. Летописцы всех времен и народов заносили известия о появлении и фигуре комет в свои хроники. При этом они часто делают замечания о таинственном значении этих «небесных знамений», повторяя большей частью мудрствования Плиния… Из греческих хроник эти мудрствования вошли в русские летописи. Известный греческий хронист, источник древнейших русских летописей, Георгий Амартол пишет: «Звезда явися велия от запада, копииника (ξιφίον) его нарицаху; от сих злии; та звезда познаменует крови пролитие» (перевод в рукописи XV в.). И русские летописцы, вообще бывшие, как это доказано профессором К. Покровским, прекрасными наблюдателями комет, повторяют один за другими эти мудровствования. Под 1064 годом мы находим в одной из русских летописей даже целое исследование по вопросу о знаменованиях «хвостатых звезд», заимственное также из греческих источников. «В си же времена бысть знамение на западе, звезда превелика, лучи имуща акы кровавы, восходяща с вечера по заходе солнечном, и пребысть за 7 дний. Се же проявляшеся не на добро: по сем бо быша усобице много и нашествие поганых на Руськую землю. Си бо звезда бе акы кровава, проявляющи крови пролитие». И дальше летописец приводит целый ряд исторических примеров, когда различным бедствиям предшествовало явление комет. «При Нероне цари в Иерусалиме, - пишет он, - возсия звезда, на образ копийный, над градом; се же проявляше нахождение рати от римлян». (Тут разумеется комета Галлея в ее периодическом появлении в 66 году). «И паки сице же бысь при Устиньяне цари, звезда возсия за западе, испущающы луча, и бысть блистающа дний 20… Се же проявляше крамолы, недузи, человеком умертвие бяше». Дальше летописец указывает на подобные же предзнаменования в виде дождей падающих звезд, рождения необыкновенных уродов и т. п., и заключает: «Знамения на небеси – звездах… на зло бывают, ли (или) проявление рати, ли граду, ли смерть проявляют». Комету 1223 года русские летописцы связывали с несчастной битвой на Калке, комету 1224 года – с сильным мором скота, комету 1382 года – с нашествием на Русь Тохтамыша. После кометы 1471-1472 года «многа зла быша на земле, гладь, мор и брани», замечает летописец. Однако и летописцы признавали, что не всегда комета предвещает бедствия. Зимой 1584 года явилась «комета» над Москвой, которую современные астрономы склонны считать метеором. По свидетельству бывшего в это время в Москве английского посла Горсея, Иоанн Грозный вышел на Красное крыльцо, долго смотрел на комету, изменился в лице и потом сказал окружающим: «Вот знамение моей смерти». Тревожимый этой мыслью, царь повелел созвать астрологов, которых и созвано было до 60 человек. Между тем Иоанн опасно заболел: внутренность его начала гнить, а тело – пухнуть. Астрологи предсказали ему неминуемую смерть 18-го марта, а когда царю, после теплой ванны 17-го марта, сделалось лучше и он приказал было уже казнить лжепророков, то они отвечали, что день еще миновал… В народных приметах метеорологического характера кометы совсем не представляются грозными призраками, провозвестниками Божественного гнева, а напротив, самыми невинными светочами. Появление кометы, гласят народные приметы, предвещает жаркое лето и холодную зиму, а также – хороший урожай винограда. Хотя ученые отвергают правильность этих примет, но для нас важно не то: важно убедиться, что связанные с кометами мрачные суеверия и предрассудки отнюдь не идут из тайников неразгаданной еще до сих пор народной души, во многом опередившей нашу науку, - а суть праздные измышления досужих книжников, только потом распространившихся в народной массе» .





 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем