Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -4.7 °C
Ырӑ тус укҫаран хаклӑрах.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

: История деревни Мало-Менеуз.

08.04.2011 12:0417074 хут пӑхнӑУлӑштар Кӑларса пӑрах
Род Даниловых.

Алексей.

Основателем нашего рода можно считать моего дедушку (кукаҫея ) — Алексея Данилова, по батюшке тоже Даниловича. Хроника семьи Даниловых неразрывно связана с историей деревни Мало — Менеуз.


Деревня расположена у водораздела между рек Ик и Менеуз. Деревня раньше называлась Менеузбашем, то есть началом реки Менеуз. Рассказывают, что деревню окружали дремучие, непроходимые леса. Птиц в том лесу было видимо—невидимо, а грибов и ягод вовсе не счесть. Река была широка и глубока, а вдоль реки росла сплошная зеленая завеса из зарослей черемухи, орешника, плакучих ив. Деревню с одной стороны надежно укрывали горы, весной на ней буйно цвели дикие вишни. Красота была необыкновенная.


Чуваши — язычники впервые перекочевали сюда двести лет тому назад из Средней Волги в 1781 году. Переселенцы из племен Саливанка верили только своим богам, соблюдали керемет (йêрêх). Позже на эти благодатные земли переселились другие племена. Эти племена долгое время враждовали между собой, иногда доходило до больших побоищ. Причиной потасовки могла быть любая мелочь. По рассказам старожилов изначально границы земель деревни были более обширными, сведения о границах владений передавались из поколения в поколение. Позже менеузбашевцев со всех сторон начали теснить алчные помещики; с восточной стороны— Конины, с севера —Аксаковы, Шабаловы, а с запада—Баженовы.


...Мой дедушка Алексей родился примерно в 1870 году. По местным меркам семья считалась богатой и зажиточной. В большой семье Даниловых было шесть детей: сыновья Алексей, Василий, Никонор, Илюка (Илья) ещё две дочери. Все дети были грамотные.


Алексей служил в царской армии около пятнадцати лет, и вернулся домой в звании унтер—офицера. Институт унтер—офицеров в русской армии существовал с 1716 вплоть до Октябрьской революции. Старшие унтер—офицеры обычно занимали должности помощников командиров взводов. Звание младшего унтер—офицера имели, как правило, командиры отделений. Строевые сверхсрочнослужащие нижних чинов за безупречную службу жаловались медалью "За усердие" и знаком святой Анны. Им также разрешалось вступать в брак и иметь семьи. Чтобы заинтересовать в службе и подчеркнуть начальствующее положение унтер—офицеров среди нижних чинов, им выдавалось обмундирование и знаки различия, в ряде случаев присущие обер—офицеру: кокарда на головном уборе с козырьком, шашка на кожаной портупее, револьвер с кобурою и шнуром.


За особые заслуги Алексей был несколько раз представлен к воинским наградам. Я хорошо помню фотокарточку, где он снят в военной форме, его грудь украшают кресты.


Алексей Данилов, вернувшись после службы, домой, был назначен уездным стражником Оренбургского уезда, площадь которого составляла территорию, в три раза большую, чем Франция. Рядовые уездной полиции назывались «стражники». Желающий служить в полиции должен был иметь благообразную наружность, крепкое телосложение, хорошую дикцию, рост не ниже 171 сантиметров, не моложе 25 лет, состоять в запасе армии и быть беспорочным в поведении. Они проходили специальное обучение, продолжавшееся от двух недель до месяца. Летом стражники надевали, светлую коломенковую гимнастерку без карманов, подпоясанную затяжным ремнем, штаны—суженки серовато—голубые, такие же, как у солдат кавалеристов, и высокие юфтевые сапоги со шпорами. Зимой ходили в суконных гимнастерках. Оружием служили шашки того же типа, как у городовых, и наган в черной кобуре. Стражники были вооружены еще и драгунскими винтовками или карабинами.


Алексей был высокого роста, стройный, рыжеволосый, борода тоже была ярко—рыжего цвета. Он был страшный щеголь, ревностно следил за своей внешностью, тщательно ухаживал за рыжими усами, кончики которых закручивал наверх. Деревенские называли его вӗҫкӗнсен (щёголь, чув.,). Дедушка приходя с работы, немедленно отправлялся в баню, потом сидел, расчесывая свои усы и бороду.


 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

2011.04.09 20:08
Митяй, спасибо за интересное предложение. Я подумаю насчёт эпиграфа. Если вы почитаете"Свадьба", обратите внимание, там есть отрывок из чувашской песни. Единственный недостаток, сайт не поддерживает чувашские буквы и они превращаются в точки с запятыми. Я их перевела рядот на русский, но думаю, можно было бы перевести ещё лучше.
С уважением, Дина
2011.04.09 20:25
Успехов Вам в творчестве!
2011.04.10 11:54
Прочитал главу Лысая гора. Хорошо написано! По похожему сценарию рассказывали мы в детстве друг-другу страшилки про
Упăте.
Упăте в чувашской мифологии-злой дух, принимающий облик человекоподобной обезьяны, похожей на гориллу. Человек, слоняющийся без дела или горький пьяница может превратиться в Упăте. Упăте живет в лесу и мешает лесорубам и углежогам выполнять свою работу. Боится дневного света, а ночью может подходить близко к костру и греться с лесорубами у огня.Но Упăте очень дорожит своим мехом и боится искр от костра. Особенно боится искр от черемуховых веток, поэтому ночью в лесу у костра надо периодически бросать в косте веточки черемухи и тогда Упăте не подойдет к костру. Многие утверждают, что Упăте
мужского рода(аçа), поэтому у женщин в лесу риски попасть в его лапы и превратиться в его наложницу больше:).
Не злоупотребляйте алкоголем -верный путь превратиться в Упăте.
2011.04.10 22:58
Hĕvеlpi, добрый вечер. Почему-то ваш комментарий "проявился " только сегодня, хотя написан раньше. Спасибо за добрый отзыв. очень приятно, когда написанное приносит кому-то удовольствие, и вдвойне приятно, если это чуваши, о тех, о которых написано. Интересно, а как вы вышли на прозуру?
Теперь о Саливанке, в нашей деревне много лет библиотекари вели что-то похожее на летописи, моя мама по моей просьбе их все скопировала, и результатом этого и стали несколько "вещей", в том числе "Дневник моей мамы". САливанка там упоминается, как местечко, откуда прибыли первые чуваши-основатели деревни. Такая легенда дошла до нас. Проверить возможности не было, по запросу мамы в Бижбулякский архив, было сказано, что архив нашей деревни "погиб" в пожаре.
2011.04.10 23:00
Тимĕрке Митяй, спасибо за интересное дополнение. НЕ зря, я сюда "переехала" , такие интересные сведения. Эту историю про обезьяну рассказывала моей маме кукамай, но у меня есть ещё одна история сырая, ждёт обработки.
С уважением и благодарностью, ДИна
Владимир // 4235.00.8359
2011.04.11 01:38
Дина Вы такая молодец. Вы нас вдохновляете своим примером на литературном поприще. У нас ведь тоже в родословном такое богатство. Очень интересно Вы пишете.
2011.04.11 07:59
Кубрат, каждый человек уникален, а семья и род -есть наша крепость, наша защита. Я думаю, каждый знает историю своей семьи, поговорки, предания, смешные, грустные истории. Представляете, как было бы здорово нашим потомкам читать об этом. Каждый может написать "историю своей семьи". Моя "история" началась с составления ген.дерева.
С уважением, Дина
2011.04.13 15:14
Хочу поблагодарить Митяя за отзывчивость, я использовала слова из рекомендованной им песни в качестве эпиграфа в главе "Голод".
С благодарностью, ДИна
2011.04.13 16:26
Не стоит благодарности.
Не думали иллюстрировать текст рисунками и фото?
2011.04.13 16:53
Тимĕрке Митяй, это актуальная тема. Мне очень по духу подходят иллюстрации Праски Витти к "Нарспи", Одну из них я поместила на своей странице. У него много интересных картин. Я имела честь познакомиться с ним в Таллинне. Он был у нас со своей выставкой. Искала иллюстрацию к "Юпĕте", та, какую я поместила не очень отвечает тексту. Я разместила две версии "Юпĕте", одну с эротическим контекстом, другую нет, ещё не определилилась, какая из них лучше.
С уважением, Дина

Страницӑсем: 1, [2], 3

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем