В преамбуле публикации, предельно обостряя тему, обозначено, что строители туристического комплекса «Новый Сувар» в селе Хузангаево «претендуют на фундаментальную часть культурно-исторического наследия татар, а именно – на булгарскую мусульманскую культуру. Они стремятся ее разрушить или раздробить». Вот так – не много, и не мало. Интересно, в чем это выражается?
Пожалуй, вначале в двух словах следует разъяснить, что комплекс «Новый Сувар», как и многие сельскохозяйственные объекты, возведенные недавно в с. Хузангаево Алькеевском муниципальном районе, выросли не по щучьему велению, а благодаря многомиллионным частным инвестициям. Читатели, кажется, об этом наслышаны благодаря ежегодным фольклорным праздникам «Уяв», которые, как пишет пресса, «проходят на космическом уровне».
Свое пребывание на «Алькеевской земле» автор начинает как бы лирично, называя окрестности «чудным новом миром». Легкая ирония автора (см. заголовок, где татары названы неудачниками) плавно переходит в сарказм: «Назвать Аттилу патшой – это сильное искажение реалий прошлого»… И тут же срывается на тривиальную брань: «дикая смесь дилетантизма», «общая безграмотность», «претенциозная глупая чушь» и т.д.
Что называется, придрался он к столбу (стеле) и столько слов наговорил. Оказывается, иранский титул «патша» чуваши заимствовали у татар в Х1Х веке. Открываем словари (этимологические) М. Федотова, В. Егорова, а также толковый словарь Н. Ашмарина, и читаем, что персидское слово со значением «монарх, царь, государь, король» присутствует в уйгурском, казахском, турецком и многих других тюркских языках. Интересно, все они были заимствованы через татарский язык?
К сожалению, у нас любая дискуссия, в т.ч. научная, слишком быстро переходит в политику. Статья Искандера Измайлова – не исключение: «Но если вдуматься в текст надписи, то за всей ее общей безграмотностью декларируется простой и четкий посыл, что современные чуваши – это сувары… Это политическая декларация, которая идет вразрез политикой самой Республики Чувашия. Здесь авторы текста продекламируют изменение всей системы этнонимии современных народов». Не знаю, как у вас, но у меня вянут уши, слушая подобную политическую трескотню, перед нами будто не степенный ученый, а краснобай митинговый. Вот во что обернулась выцветшая надпись на одиноком столбе, стоящем в поле среди «хилых посадок».
Надо отметить, что туристический комплекс «Новый Сувар» еще предстоит достроить. Здесь, кроме модели булгарской крепости имеется уголок первобытной деревни, православная часовня, ипподром, зоопарк, оздоровительные комплексы, искусственные озера с пляжами и т.д.
– Думается, автор не сумел досконально разобраться во всех вопросах и не совсем объективно подходит к фактам, – комментирует вышеназванную публикацию кандидат культурологии, автор нескольких монографий и словарей В.Н. Алмантай. – Автор занял весьма агрессивную позицию и вступать с ним в дискуссию не хочется. Так в Чувашии говорят многие – и ученые, и деятели культуры. Читателю в качестве аргументов по теме исторического наследия народов Поволжья мог бы рекомендовать различную литературу, в частности, свою книгу «Кремль «Сувар» и парк культуры «100 лет СССР» в честь дружбы народов», которая вышла из печати одновременно со статьей Искандера Измайлова.
Странным кажется тот факт, что идею создания туристического комплекса «Новый Сувар» одобряют власти Татарстана и Чувашии, благожелательные отзывы о проекте оставили депутаты Государственной думы РФ, побывавшие здесь. Но автор публикации не увидел в создании уникального объекта ничего положительного. Даже вину за отсутствие мощеной дороги к деревенскому памятнику погибшим в Великой Отечественной войне он перекладывает на строителей туркомплекса.
Ради справедливости следует отметить, что в надписях на стеле, о чем много и горячо пишет Искандер Измайлов, возможно, имеются недостатки и неубедительная трактовка исторических фактов, но ничего не мешает пересмотреть их и обновить…
К сожалению, во многих случаях автор умышленно искажает факты. В частности, если говорить об объектах зороастризма, следует подчеркнуть, что это – познавательные объекты, а не культовые, никто не собирается проводить там богослужения и религиозные обряды. Автор статьи об этом прекрасно осведомлен, но почему-то решил ввести в заблуждение читателя.
В заключение хочется привести несколько цитат, которые красноречиво говорят о степени напрасной конфронтации, до которой дошел автор публикации:
«Самовольно присваивая своему проекту название исторического булгарского города, руководство ООО «Хузангаевский» берет на себя функции научно-исторического учреждения, а по сути, пытается присвоить себе историческое наследие татарского народа».
«Неясно, как будут реагировать РПЦ и мусульманское духовенство, когда в месте их канонической территории появится неосвященная новая церковь…»
Одновременно смешно и грустно читать такие строки. Но оставим их без комментариев, поскольку они говорят сами за себя.
Между тем дела у строителей в «Новом Суваре» идут строго по графику. На ежегодных фольклорных праздниках-уявах «гуляют» десяти тысяч человек из многих регионов страны, скоро пойдут группы туристов, значит, потекут налоги в региональный бюджет. Но, оказывается, не всем это нравится. Оторвавшись от действительности, через популярные интернет-издания они предвещают нам всякие ужасы.
Валерий Николаев.
На фото: Раис Татарстана Рустам Минниханов: «Уяв» стал брендом Татарстана». 2023 г.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Конечно, связывать историю чувашей с некими суварами — полная чушь.
Ещё раз:
чуваши не сувары, в том числе и в прошлом.
Но называть комплекс в Сиктерме-Хузангаеве Новым Суваром какой-то смысл имеется. Объясняю.
Недалеко от Сиктермы имеется крупное русское село Кузнечиха, бывший райцентр. Вот его, это село, здешние чуваши и, может быть, и татары, издавна называли Сăвар. Наверное, потому, что поблизости находится Суварское городище. Если Кузнечиха (Старый) Сувар, то строящийся комплекс, получается, как бы Новый Сувар.
Не бог весть какое изобретение...
Когда-то поэт Педер Хузангай (Петĕр Хусанкай) подписывал свои некоторые произведения псевдонимом А. Сувар. Ведь он из этих краёв, и городище, и Кузнечиха совсем рядом. Но он никогда суваристом не был.
Однако придумыватели, я полагаю, думали не об этом. У них совсем другое на уме... Налицо другое: хотят таким образом, не мытьём, так катаньем, проталкивать идею пресловутого «суваризма». Что никак не может быть в чувашских интересах.
Чуваши не сувары, а болгары. А тот навязываемый Сувар — просто какой то назойливый пустячок.
Мне кажется, здесь Алмантай не может быть экспертом.
Здесь экспертами должны выступать не В. Алмантай и даже не В. Николаев, а совсем другие люди.
Ну а статью Искандера Леруновича Измайлова, уроженца города Магадана и сына геолога, историка, ученика хоршо известного, ныне покойного Альфреда Халикова, я обязательно прочту.
Вот, пишут, пишут, представители казанской школы, но покажут они нам когда-нибудь профессора Я. Ф. Кузьмина-Юманади? Кто он такой?
Я думаю, такой человек есть. Это — Виталий Григорьевич Родионов, профессор, стипендиат федерального уровня.
После отъезда профессора Николая Ивановича Егорова в Казахстан он у нас остаётся чуть ли не единственным булгароведом. Других нет. Ну разве, может быть, ещё Атнер Петрович Хузангай, — хотя бы потому, что он арабист.
Всё это очень печально, но не смертельно. Поправимо.
Тӗрӗслӗх // 1568.07.1835
2024.08.17 04:57
Agabazar несет очередную чушь в добавок к истерикам некого "историка" Искандера. Сувар и Булгар делить не корректно и глупо...
Тӗрӗслӗх // 1568.07.1835
2024.08.17 05:18
Искандер, как татарин, не знающий свой родной язык, тем более чувашский☝️ как может делать такие громкие выводы???
Чăнлăх на чувашском языке — это истина. То, что мы называем научной истиной.
А тĕрĕслĕх — это справедливость. Скажем, социальная справедливость. Или, скажем, национальная справедливость. Можно даже говорить об информационной справедливости. И так далее. Имеющее отношение к насущным заботам всех людей.
Но навязывание людям «суварского» мышления и взглядов никак не может быть справедливым. Нет, это не справедливо. Не гуманно. Ничего хорошего из этого не может выйти.
Каллималлин // 2621.19.5120
2024.08.17 09:42
Опираясь на гипотезы о том, что татары - единственные наследники волжских булгар, торпедировать бизнес-идею - это нормально? Настоящий ученый так поступает? Подумай об этом, Агабазар. Ты льешь воду не на ту мельницу.
Ещё раз:
чуваши не сувары, в том числе и в прошлом.
Но называть комплекс в Сиктерме-Хузангаеве Новым Суваром какой-то смысл имеется. Объясняю.
Недалеко от Сиктермы имеется крупное русское село Кузнечиха, бывший райцентр. Вот его, это село, здешние чуваши и, может быть, и татары, издавна называли Сăвар. Наверное, потому, что поблизости находится Суварское городище. Если Кузнечиха (Старый) Сувар, то строящийся комплекс, получается, как бы Новый Сувар.
Не бог весть какое изобретение...
Когда-то поэт Педер Хузангай (Петĕр Хусанкай) подписывал свои некоторые произведения псевдонимом А. Сувар. Ведь он из этих краёв, и городище, и Кузнечиха совсем рядом. Но он никогда суваристом не был.
Однако придумыватели, я полагаю, думали не об этом. У них совсем другое на уме... Налицо другое: хотят таким образом, не мытьём, так катаньем, проталкивать идею пресловутого «суваризма». Что никак не может быть в чувашских интересах.
Чуваши не сувары, а болгары. А тот навязываемый Сувар — просто какой то назойливый пустячок.
Мне кажется, здесь Алмантай не может быть экспертом.