Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -0.7 °C
Пере пӗлмен ал туйи пуҫа килсе вӑрӑнать.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Елена Енькка: Число Пи или кто ухаживал за скотиной

Елена Енькка24.08.2023 10:063872 хут пӑхнӑ

Что означает число Пи? Этот вопрос неоднократно задавала и взрослым, и подросткам. Очень многие знали – 3,14. Но что означают эти цифры, никто объяснить не мог. Многие умели этим числом пользоваться, подставлять в формулы и т.д. Но что значит 3,14 не знал никто. Так и с Яковлевым, много бодрых чисел известно, но что под ними скрывается – вопрос.

Для начала попробуем продолжить тему «печальной фантастики» и попробуем понять сколько учителей вышли их Симбирской чувашской школы. В этом вопросе можно опираться только на труд Г.А. Александрова «Чувашская интеллигенция: истоки».

Сколько юношей и девушек окончили эту школу? С 1868 по 1875 г. школу окончили 25 юношей. Чтобы стать учителями им нужно было еще где-то учиться, сдавать экзамены.

С 1877 г. этой школе было разрешено выпускникам присваивать звание учителя. И в 1879 г. состоялся первый выпуск учителей.

Всего, с этого года и по 1919 г. было 570 выпускников – юношей, из них 6 – без звания учителя (но они все равно работали учителями, как, почему – не знаю).

Так, с мужской частью все понятно – всего окончили 595 юношей, из них 564 со званием учителя.

Девушки стали учится в Симбирской школе с 1878 г. Всего, по 1918 г. окончили 505 девушек. До 1901 г. звания учителя они не получали, просто имели общее образование. Чтобы стать учителями официально им нужно было еще где-то учиться, сдавать экзамены.

С 1900 г. при Симбирской школе открылись педагогические курсы. Это были не курсы в нашем понимании (типа повышения квалификации), а некий дополнительный учебный год со специализированной программой. Часть девушек учившихся в Симбирской школе поступали дальше на эти педкурсы и официально становились учителями. На эти курсы могли поступать и из других учебных заведений.

Всего окончивших эти педкурсы – 272 девушки, из них 221 – училась в Симбирской школе.

То есть можно сказать, что всего окончивших Симбирскую школу (юношей и девушек) и педагогические курсы при ней (девушек) – 1010 человек.

Из них: 564 юноши и 221 девушка, всего – 785 – со званием учителя.

Но нужно учесть, что часть юношей становилась священниками, диаконами и псаломщиками. Сколько? Неизвестно.

В любом случае округляя можно сказать, что школа выпустила около 800 учителей. Сколько из них чувашей? Не знаю.

Сам же Яковлев в 1908 г. писал: «Школа выпустила в общей сложности до тысячи человек чувашских учителей, учительниц, священников, диаконов и псаломщиков». Сильно округлено, конечно, ведь часть девушек не имела этих профессий, да ладно – шалккӑ мар.

Так что никак не 1200, ни 1300 и никак не тысячи учителей… 785, тоже немало. Кстати, больше всего учителей-чувашей получили свое звание экстерном при Казанской учительской семинарии – 963 чуваша, в том числе и девушки.

Теперь опустимся на землю. С 90-х гг. в школе стали обучать сельскому хозяйству. В 1893 г. школа получила в аренду около 150 гектаров земли с фермой. На следующий год там было уже 90 голов скота.

Я думаю, читателям не нужно объяснять, как обустраивать эти гектары, сеять, сажать, убирать, косить, возить навоз, доить коров и т.д. и т.п. Кто работал? Современных тракторов, доильных аппаратов, гербицидов и т.п. не было. Основная работа в полях – весна, лето, осень. Кто работал и когда? У учеников каникулы были? Они дома родителям помогать, в своем хозяйстве работать время имели?

К тому же надо понимать, что раз это было все с целью обучения, значит ученики работали бесплатно.

В 1911 г. Симбирская школа приобрела около 300 гектар земли, примерно в 12–15 км от города. Через два года там: расчистили лес, собрали камни, выкорчевали пни, сравняли или укрепили овраги, осушили болота, разбили сад с питомником, проложили дороги, построили три дома, конюшни, амбары, коровник, подвал, два сарая, два погреба, баню, водопровод, 6 мостов, парник, прачечную и т.д. Сколько человек и какое время должны были работать, чтобы все это построить? Кто строил? Тракторов и мотопил не было!

Скрин из видео от «Музея квартира И.Я. Яковлева». Учебный процесс – строительство, по одежде видно – холодно, ранняя весна или поздняя осень. В центре с белой бородой и тростью – Яковлев.

Коровник был на 40 голов, на свои средства Яковлев купил 3 коров, 5 телок, 1 быка и 12 породистых поросят. Кто ухаживал за яковлевской скотиной?

Засажено, посеяно (1 десятина – 1,0925 гектара): картофель – 23 десятины, рожь – 25 десятин, овес – 7, горох – 4 и т.д. Посажено 4500 диких яблонь (видимо для дальнейшей прививки на них), 300 кустов смородины, 150 саженцев вишни, капусты – 20 тысяч корней. И т.д.

Скрин из видео от «Музея квартира И.Я. Яковлева». Учебный процесс - дети копают вручную или/и рыхлят землю граблями.

Зачем столько? Вы представьте сколько надо поливать 20 тысяч штук капусты! Собирать урожай с 300 кустов и 150 деревьев! А 23 гектара картофеля? Даже если применяли какую-либо технику для выкапывания, то собирать то все равно нужно было вручную, в сентябре-октябре. Когда начинался учебный год в школе?

Я не верю, что чтобы научиться прививать деревья нужно 4500 штук, или чтобы уметь выращивать смородину нужно 300 кустов, или цивилизованно выращивать картофель – 23 гектара.

Наверно, часть продуктов шла на питание школьников, но максимум 300 человек не могут съесть столько еды. Несомненно, урожай и продукты шли на продажу. Так и пишут: «Валовый доход фермы за 1914 г. составил 4553 р. 45 к.». Это серьезные деньги, за один только год. Для сравнения – годовой доход самого Яковлева (жалованье, выплаты, пенсия) составлял 3200 руб., а учителя получали от 35 до 720 руб.

Куда шли деньги? Пишут: «И.Я. Яковлев намеревался организовать чувашскую гимназию в Симбирске…». Это шутка? Вы серьезно? Яковлев свою школу не смог перевести на уровень семинарии, так и осталась на более низком уровне – «учительская школа». Ну неужели ему позволили бы открыть «чувашскую гимназию»? В те года Яковлеву уже далеко за 60, он – пенсионер, его еле-еле оставили в должности инспектора школы, а тут чувашская гимназия – дас ист фантастиш!

Тем не менее, я вполне могу принять и понять мечту о чувашской гимназии, даже несколько гектаров для сельхоз опытов, но зачем такое огромное хозяйство для учительской школы – не понимаю. Наверное, хорошо сельскому учителю иметь сельскохозяйственные знания и умения. Но обслуживание 300 га, несомненно, сокращало общеобразовательную часть учебного процесса (уверена – не за счет закона божьего). Уменьшались часы на другие предметы, сокращалось учебное время и весной, и осенью, и зимой.

Рискну предположить (хотя, конечно, нужно все тщательнее изучить) две версии: то ли это помещичье-бизнесменская блажь Яковлева, то ли посыл чувашам – оставайтесь в крестьянстве, в деревне, а то в городе вы слишком быстро обрусеваете. Есть ли у меня какие-либо документальные доказательства? Нет.

Что означает число Пи: 3,14… – столько раз, примерно, помещается диаметр на окружность, то есть поместится 3 раза и еще кусочек останется. И так на окружности любого размера.

Так и с Яковлевым, за какой вопрос ни возьмешься, полного решения нет, обязательно кусочек останется… А ведь число Пи – бесконечное…

 

Елена Енькка, 23.08.2023

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

2023.08.24 10:21
Аçтахар Плотников
По мне, так статья получилась уж слишком придирчивая. И к тому же со взглядом с нынешнего времени. Я учился в сельской школе, и в свое время мы тоже выходили на картошку, помогали убирать кормовую свеклу и т.д. Да, возможно, это отнимало часть учебного процесса, но ведь выучились же. Это вовсе не помешало некоторым получить после высшее образование (и речь тут не обо мне)…
К тому же не стоит отождествлять грамотность нынешнюю с грамотностью того времени (в то время, если не ошибаюсь, было достаточно уметь писать, что в нынешнее время доступно первоклашкам, а иногда и дошколятам).
Agabazar // 3317.86.7186
2023.08.24 18:22
Agabazar
Шалккă мар, шел мар.

Число пи не бесконечное. Правильная, грамотная формулировка будет такой: у числа пи десятично-дробная часть непериодически бесконечная.

Такие числа являются иррационалными. Пи — фундаментальная математическая константа.
Agabazar // 3317.86.7186
2023.08.24 18:43
Agabazar
Анисия Васильевна Тимерзеньзэм[5] (чуваш. Тимӗрҫенсем Ваҫҫа Аниҫҫи; при рождении Васильева, в браке Княгинина; псевдонимы Итэсь[6], Максимова[7]; 6 января 1893 года, деревня Нижние Тимерсяны Симбирского уезда — 17 декабря 1975, Димитровград Ульяновской области) — деятель чувашской литературы, поэтесса. Всю жизнь, до выхода на пенсию, проработала учительницей в разных школах на территориях нынешних Ульяновской и Кемеровской областей.

Родилась 6 января 1893 года в деревне Нижние Тимерсяны Симбирского уезда Симбирской губернии (ныне Цильнинский район Ульяновской области).

Училась в Симбирской чувашской учительской школе (1905—1906). Школу не окончила, потому что их семья решила переехать в Сибирь, хотя эти планы, в конечном итоге, и не были осуществлены. В 1908—1911 годах продолжила образование в женской двухклассной школе села Старое Сумароково (ныне оно не существует) Тетюшского уезда Казанской губернии. В 1916 году получила звание учителя начальной школы,

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тимерзеньзэм,_Анисия_Васильевна

Страницӑсем: 1, [2]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем