В прошлой статье мы рассмотрели не совсем достоверные интерпретации фактов из жизни и деятельности Яковлева.
Вот еще, к примеру, один из самых «любимых» фактов исследователей-яковлеведов – как Ивана Яковлевича лишили должности инспектора чувашских школ. (Сам термин «яковлеведение» по своей непогрешимости смутно напоминает советский «марксизм-ленинизм»).
Вот только несколько примеров описаний этого «гнобления»:
Тенюшев И.Я. «Свет яркой звезды», 2008:
стр. 143: Клеветнические выступления против Яковлева сделали свое дело… В 1903 году он неожиданно для себя получает отставку от должности инспектора чувашских школ.
стр. 42: Царские власти стремились ликвидировать чувашскую учительскую школу еще накануне первой русской революции…
Кураков Л.П. «Прометей из чуваш: Размышления о выполнении Завещания И. Я. Яковлева», 1999:
стр. 34: В конце концов, в результате многочисленных нападок на Яковлева со стороны Министерства народного просвещения и Казанского учебного округа, в 1903 году была ликвидирована должность окружного инспектора чувашских школ…,
стр. 21: Вся многогранная деятельность И.Я. Яковлева была направлена на приобщение чувашей к русской культуре, сближение их с русским народом, что давало возможность сохранять и развивать культуру родного народа. Епископ Никандр, напротив, придерживался политики насильственной христианизации и русификации малочисленных народов. На этой почве между И. Я. Яковлевым и представителями местного духовенства, высокопоставленными чиновниками Казанского учебного округа возникло расхождение, приведшее в 1903 году к ликвидации должности инспектора чувашских школ;
Краснов, Н. Г. «Иван Яковлев и его потомки», 1998:
с. 189: Именно за разрешение учителям обучать детей в чувашских школах в I-II классах на родном языке он был снят с должности окружного инспектора
с. 276: В 1903 году следствием политического обвинения со стороны учебного округа стало отстранение И.Я. Яковлева от должности окружного инспектора.
А теперь попробуем окунуться в реалии XIX в.
И.Я. Яковлев был назначен исполняющим должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа в 1875 г. (утвержден в должности в 1883 г.).
Во время работы Яковлева в этот округ входили 6 губерний – Вятская, Казанская, Симбирская, Саратовская, Самарская и Астраханская губернии:
Таким образом, от всего населения Казанского учебного округа чуваши составляли 6% (это на конец XIX в., вряд ли в середине этого века было по-другому).
В 1875-1876 гг. этом в учебном округе было всего 4 окружных инспектора. В каждой губернии (кроме Астраханской) было еще по два «простых» инспектора.
Из 4-х окружных инспекторов – двое для инородческих учебных заведений:
с 1867 г. инспектор чувашских школ,
с 1871 г. инспектор татарских, башкирских, киргизских школ.
(Также с 1874 г существовал инспектор татарских, башкирских, киргизских школ в Оренбургском учебном округе и с 1889 г. – инспектор туземных школ Туркестана).
Таким образом, ни один народ не имел своего «собственного» инспектора кроме чувашей! Вот так царизм по-особому относился к чувашскому народу!
Спрашивается, чем это Яковлев так провинился, чего это его так «загнобили», что вдруг в 1903 г. эту должность ликвидировали. Есть такая интересная книжка в Интернете «Списокъ чиновниковъ и преподавателей Казанскаго учебнаго округа, расположенный по мѣстамъ ихъ служенiя. 1888», там кстати и зарплаты представлены. Так вот, там показано, что в Казанском учебном округе имеется два окружных «просто» инспектора и один для чувашей – И.Я. Яковлев. Для татар, башкир и киргизов – нет. В каждой губернии есть еще свой один директор и свои инспектора, например в Казанской губернии их 6 человек, в Симбирской – 5, к тому могли быть и уездные инспектора.
Вот представьте, по всей России такая система для всех народов – окружной инспектор, губернский инспектор, уездный инспектор. И вдруг совершенно отдельно – чувашский инспектор.
Почему это у чувашей такая привилегия, что почти 30 лет только этот один-единственный народ России имел собственного инспектора? Разве не прав был чиновник, когда в 1903 г. опасался, что «существование инородческой инспектуры поддерживает в местном инородческом населении сознание обособленности этого населения от русского по самому устройству школ…» (по сути, конечно, по чувашам – зря опасался).
Вот чтобы вы делали на месте Министерства просвещения?
Е.В. Енькка, 31.07.2023.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Вот чтобы вы делали на месте Министерства просвещения
Хоть что сделайте но на месте царского Министерства просвещения предствить себя никак не могу. Какая цель у этого Министерства по отношению к инородцам? Обрусение. Иной цели нет. И эта цель ставилась совершенно открыто, без всяких закивоков. Вот и всё, что здесь необходимо знать.
Первым инспектором чувашских школ Казанского учебного округа был Николай Иванович Золотницкий. Почему его поставили? В каких обстоятельствах это было проделано?
Елена Енькка признаёт, что был ещё инспектор татарских, башкирских, киргизских (т.е. казахских) школ. В то время мусульманские тюркские народности не слишком отделяли друг от друга. Все они, с точки зрения царской власти, были как бы «на одно лицо». Пользовались одной «мусульманской» (она же старотатарская или тюрки) арабографичной письменностью.
О письменности «тюрки» (старотатарская...) смотрите статью Николая Ивановича Егорова в электронной чувашской энциклопедии.
Первым инспектором чувашских школ Казанского учебного округа был Николай Иванович Золотницкий. Почему его поставили? В каких обстоятельствах это было проделано?
Елена Енькка признаёт, что был ещё инспектор татарских, башкирских, киргизских (т.е. казахских) школ. В то время мусульманские тюркские народности не слишком отделяли друг от друга. Все они, с точки зрения царской власти, были как бы «на одно лицо». Пользовались одной «мусульманской» (она же старотатарская или тюрки) арабографичной письменностью.
О письменности «тюрки» (старотатарская...) смотрите статью Николая Ивановича Егорова в электронной чувашской энциклопедии.