Первое свое слово о Чувашской академии я сказал в статье «Не коллегия академиков, академцентр науки и культуры» («Советская Чувашия», 1990, 5 сентября). Статья, конечно, многим нашим мудрецам-технарям не понравилась. Я заговорил, вопреки их мнению, о единстве национальной культуры с общим для мира техническим процессом и об истории вопроса академии в нашем крае. Видно было, что технари плохо знали о 1920-1930 годах Чувашии и работе первого чувашского академцентра.
Образовалась вначале же конфликтная ситуация. Появились три академии – Академия науки в ЧГУ (указ Верховного Света от 27 декабря 1991 года) и неофициальные Национальная академия в Институте истории, языка и литературы, Этнокультурная (духовная) академия в рамках Союза чувашских краеведов. Споры двух крупных групп ученых шли напряженно. «Советская Чувашия» выделила целую вторую страницу для диспута 23 апреля 1992 года. Там заявление Академии наук и предложения Национальной академии, статьи ученых историка Василия Димитриева и языковеда Атнера Хузангая. «Мы против конфронтации», – писали наконец президент и вице-президенты Академии наук. НА ЧР и ЧНА в 1994-м объединились. Решили образовать Чувашский центр академии АН РФ. К делу приступить не смогли. Просили и ждали крупных денег.
Этнокультурная академия образовалась в 1992 году и в споры других академий не вступала. Для нее официального пути не было: «Что за духовная еще? Религиозная что ли секта?». Этнокультуру чувашского народа многие исследователи культуры и искусства не понимали. Когда я обращался к ним с уставом нашей народной организации, некоторые выказывали пренебрежение к определению «народная» (вначале академия именовалась народной) и готовили документы в государственную академию. Но НАНИ ЧР распущена указом Президента республики 5 ноября 2003 года.
Академия этнокультуры базировалась на энтузиазме смельчаков и истинных краеведов. Нашу академию в республике не признавали. Поддерживали в регионах. Наши годичные отчеты публиковали не в Чувашской Республике, а в Ульяновске, Белебее, Самаре. Мы в дальнейшей работе учли мысли из интервью физика Дюиса Ивлева «СЧ» от 19 апреля 1995 года «Приоритеты новой академии»: «На земле живет уникальный народ – чуваши. Основная задача вашей академии – это изучение языка, культуры, развития искусства народов Чувашии». Наша Этнокультурная академия охватила все компактные регионы чувашей и имела свои добровольные филиалы в Ульяновске, Уфе, Казани, Самаре. «Докторский предбанник в национальной академии не нужен. Не все доктора являются учеными и не все истинные ученые являются докторами наук». Народная академия быстро росла. Много сил к преодолению внутренних противоречий, в ее организацию и регистрацию вложил Президент академии кандидат наук, заслуженный лесовод РФ Петр Тихонов. В рядах ЧНАНИ таких отважных, скромных, умных, плодотворных ученых – верных сынов родного народа – немало, но, надо признаться, довольно-таки ограниченно.
Чувашская национальная академия наук и искусств (ЧНАНИ) готовится к своему тридцатилетию. Ее президент Евгений Ерагин уже набросал отчетный доклад о проделанной работе. Проведена значительная работа. Совместно с Союзом краеведов издано сотни книг, энциклопедии регионов, районов, волостей. Стараниями народного академика Эдисона Патмара издавалась газета «Народная мудрость». Доктор наук Лев Ефимов выпускает «Вестник ЧНАНИ». Открылся сайт в интернете. Проводятся конференции, походы по историческим местам и экскурсии по достопримечательностям диаспоры. Утверждены поощрения и награды. Укрепились структура и членство. Установлена связь с Чувашским национальным конгрессом. Состав Академии стал большим. Он охватил также бывших членов других научно-гуманитарных организаций.
Академия наук и искусств недавно официально отделилась от Союза краеведов и принялась усиливать деятельность многих отраслей – природного охранения, истории этноса, философии нации, древности языка, чувашской хореографии и других видов народного искусства... Союз чувашских краеведов теперь больше внимания уделяет туризму и центрам краеведения на местах.
Наступил новый этап в росте СЧК, ЧНАНИ и ЧНК. Нерешённых вопросов много. Поколения и вектор духа меняются, поэтому нужны основательно подготовленные съезды этих самоуправляемых организаций. Обращаюсь к президиуму и активистам ЧНАНИ – покажите народу, что вы не лыком шиты.
14 мая 2021
Agabazar // 2418.06.8664
2021.05.20 16:03 | |
![]() |
|
Agabazar // 2418.06.8664
2021.05.20 16:26 | |
![]() |
Кукша, эс пур вĕт кĕрешекен. Ма кĕрешекен юлмарĕ тесе ларан.
Кукша пур, кукша кĕрешет. Анчах тем кĕрешет вăл, паллă мар. |
Академик текенни // 5802.2.6057
2021.05.20 17:47 | |
Вот кёрешет Акапасар,
;Эс ҫук тесе ларан.. Хӑй академик мӑй таран, Кукша, эс ан пӑсар! Кӗрешекен Акапасар, Эс каялла ан чак! Ҫак академи - хӑй пасар, Шану санра анчах! | |
Евразиец // 1977.69.9930
2021.05.20 20:06 | |
А вы, Аçтахар, колдун-определитель что-ли, кто и с какой душой? Вы лично на себя, точнее внутрь себя должны смотреть. А в чужих ведь вы видите то, что прежде в своей душе. Я вас не оскорблял, хотя я не обижаюсь на тех, кто себя как в зеркале видит в других. "Ÿнер - приноравливаться, приспосабливаться: çĕнĕ ĕçе ÿнерес пулать - нужно приспособиться к новой работе"(Чувашско-русский словарь. Под ред.М.И.Скворцова. М.,"Русский язык", 1985). | |
Аçтахар Плотников // 1554.82.5383
2021.05.20 20:21 | |
![]() |
Евразиец, спасибо, не знал. Чувашский язык все же действительно много интересного в себе таит. Когда писал комментарий, то пункт 2 сам не выполнил. Оказывается, да: http://samah.chv.su/s/%D3%B3%D0%BD%D0%B5%D1%80
Но. В вашем комментарии все равно больше всего желание унизить чувашскую культуру. В наименовании акадении «ӳнер» слово сущесвительное. Вы же специально выбрали вариант, чтобы унизить чуваш. // «ӳнер» в виде глагола ближе к определению «опытный», «обучаемый»; а не к «подхалим» (как вам хочется). |
Хуларан // 5802.2.6057
2021.05.20 23:56 | |
Академики молчок.Одряхлели. Перепутались. Ни клана, ни плана. В статье зря их хвалят. Они уже не ловят жизнь. Почему нет статьи Ерагина? Пустует их сайт. Обленились и не хотят работать на свой народ!Жалко энтузиастов. | |
Евразиец // 1977.69.9930
2021.05.21 08:48 | |
Вот, видите, Аçтахар, как можно растолковывать одно и то же "явление"- слово. Вот и получается, что сегодня "командуют", пытаются командовать-руководить "вчерашние" люди, в значении "старые", а они не должны влезать в жизнь молодежи, ибо сами прожили кое-как и теперь могут испортить чужую жизнь. Если бы во времена людей-ÿнер был исключительный порядок, сегодня не спорили бы. "Ÿнер" ведь еще и существует в значении "ĕнер"(словарь под ред. М.И.Скворцова). Естественно, иногда и нужно понимать в значении "искусный, опытный". Но вряд ли возможна "ăслăлăхпа ÿнер академийё". Хотите это выдать как "Академию науки и искусства"? Но и тогда нужно понимание отличия науки от искусства. Наука занимается тем, что есть и что было, а искусство тем, чего нет. Не нужны выкрутасы устаревшими словами, чтобы показать свой интеллект. Вы такими словами отталкиваете чувашей от своего языка. Вообще сайт ваш он должен воспитывать скромность, прежде всего, и нравственно-духовную основу в людях молодых. А пока полное отсутствие скромности, ибо "мы великие и от великих предков", а остальные - чуть ли не отбросы цивилизации. Во всех наших бедах виноваты Москва и русские. Это не скромно, но вульгарно. | |
Микула // 1077.37.9691
2021.05.21 12:10 | |
Акапасар тата ыттисем. Микула "сӳпӗлтетмеҫ",мӗн курнине анчах калать. Шупашкарта пӗр ача сатӗнче те чӑвашла ӳстермелли майсем туса паманнине асӑрхаман "академисем" тата "конгресменсем" мӗн тума кирлӗ ? Кама кирлӗ? Паллах хӑйсене анчах . МалтанхисенЧИ пӗр вӗрентӳ министр каланӑ пек "ку ыйтуна халиччен никама ҫӗклемен"тени тӗрӗсех ӗнте. Тӗрлӗрен обществӑлла пӗрлӗхсен "ертӳҫисене" тахҫанах вӑрттӑн Сусанин медальне панӑ пулас? Хуларан правильно излагает "жалко энтузиасов". У чувашского народа много патриотов и чтобы их "нейтрализовать" возможно и ставят во главе "сусанинов",ведущих народ туда куда их "хозяевам" надо? | |
Хамыръял // 3561.81.4026
2021.05.22 14:57 | |
ӗҫӗ сӑмахӗнче-и=ке? Академикӗсем мӗн теҫ? | |
николай кондрашкин // 3296.71.8695
2021.05.22 15:05 | |
Ан парӑн Микула пӗтӗҫсе ларакан чӑвашсене! САН ӗҫне тепри тӑваймаст.
|
Мĕншĕн тесен асăннă Академийĕн ятне пĕр харăсах чăвшла тата вырăсла майлаштарнă.
Икĕ ячĕ те пĕр тан.
Мĕнлерех «перевод» пирки калаçатăр эсир?
Чăвашларан вырăсла е вырăсларан чăвашла?
Микула, эс те сÿпĕлтетсе ан лар, тыт та ĕçне ту, енчен те ыттисем пултараймаççĕ пулсан.