«Существует огромное количество различных типов осознанных суицидных мотиваций – это самоубийство по обязанности: рабов после смерти их господина, воинов после гибели их вождя, жены после скончания мужа; самоубийство как принесение себя в жертву; как воинский подвиг во благо народа или страны; самопожертвование ради спасения жизни или имени другого человека; как способ самозащиты от несправедливостей, от посягательства на честь и достоинство; как доказательство своей правоты и т.д.»
Отношение чувашского народа к трагическому событию в Ижевске и соболезнование родным и удмуртскому народу по поводу гибели известного общественного деятеля, философа Альберта Разина публично выразили лингвистическое общество «Хавал», Совет чувашских старейшин, лидер партии Чувашского возрождения Николай Лукианов, администратор «Чувашского народного сайта» Николай Плотников, писатель Юрий Сан, кандидат наук Дмитрий Мадуров и другие чувашские деятели культуры.
О сознательном, продуманном политическом протесте и героическом поступке моего ровесника, ученого А.А. Разина вначале узнал из телефонных сообщений и звонков из разных мест Поволжья – из протестующей против экологического произвола деревни Краснояр Башкортостана, из Чебоксар, Ибресей, Москвы. В беседах с краеведами было предложение в солидарность с удмуртами и в защиту своей свободы выйти в Чебоксарах перед домом правительства на групповое самопожертвование, потому что в Чувашии языковая ситуация обстоит хуже, беспощадное преследование пишущих и выступающих в защиту родного языка и культуры не отменено. Газетам, журналам, эфиру проблемы языка поднимать запрещено, школьное обучение национальной культуры, литературы и языка оставлено на формально низком уровне – для отвода законных требований.
Удмуртия прощалась с отважным «мирным Матросовым», прикрывшим амбразуру российского шовинизма своим телом, с достоинством и уважением. В Чувашии такого смельчака сразу и бесповоротно объявили бы сумасшедшим, оболгали бы классическим образом инквизиции и техники нейтрализации.
Меня беспокоит абсолютное пренебрежение местной и центральной власти к чаяниям обездоленного народа. На обращения к президенту Российской Федерации и главе Чувашской Республики были лишь насмехательские отписки помощников от имени начальников третьестепенных отделов местных министерств. Для встреч, в отличие от Ижевска, в Чебоксарах делегации некарманных общественных организаций не принимают.
Национальная политика Тишковых-Зориных и давление Путина на языки коренных народов Федерации особенно пагубно действует на непродажную интеллигенцию чувашского народа. Финно-угры находят понимание и убежище у сородичей. У чувашского языка нет, понятно, родных ни среди тюрков, ни среди угро-финнов. Зная это, власть России, выступающая под белогвардейскими лозунгами Колчака и Каппеля («Единая, неделимая Россия» и «Мы вместе – сила») подводит нас к черте самоуничтожения.
Капиталисты нового времени горой стоят за свою власть, а разобщенное меркантильностью гражданское общество России не способно пока выйти на дуэль с мафиозным верховенством.
Типшар – последний невозвратный шаг. Повторение его, тем более в массовом варианте, сейчас, в ХХI веке, не уместно. Этот прием не спасает нацию. Время безмолвно типшарной покорности народов кануло в Лету. Старейшины не могут призывать к типшару, мы придерживаемся правила предков – «око за око», «удар на удар». Только так ныне можно доказать правоту и защититься. Ситуация еще не накалена. Придет час, и народы скажут свое праведное слово.
Виталий Станьял,
председатель Центрального Совета чувашских старейшин.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.