Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Мулкачӑн хӑлхи вӑрӑм та хӳри кӗске.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Микула: Катастрофа национального молчания

Микула03.02.2019 15:0015465 хут пӑхнӑ

image

Монголо-татарское нашествие унесшее жизни 4/5 болгар и поход Тамерлана не смогли сломить национальный дух наших предков. Народ всегда находил в себе силы для возрождения. Были и времена когда болгары призывали на службу и Чингизидов и наемные отряды степных народов для защиты своих интересов. Даже тогда, когда в край хлынул поток переселенцев из «Азуева и Крыма», в конце 15 в начале 16 века, народ нашел в себе силу и умение и превратил их в своих союзников, а в дальнейшем они, переселенцы, стали частью народа наших предков. Искусные воины из представителей разных народов гармонично влились в состав «обновленного» болгарского народа и название народа зазвучало как чӑваш. Пассионарная энергия переселенцев была столь высока что за короткое время, чуваши, как и болгары в свое время, стали стремительно расширять свое жизненное пространство. И продолжалось это до начала русско-турецких войн и до начала насильственного «отатаривания» большей части народа. Столь резкое и стремительное дальнейшее сокращение чувашского народа вызвано было не «ошибками» ранних переписей, а фактом фактической ликвидации религиозной и национальной элиты народа. Вся оставшаяся элита в начале 18 была «низведена» до разряда государственных крестьян. Ранее «исчезли» князья чувашские, позже и сословие служилых чуваш. Некому стало заступиться за народ и народ остался без своей элиты и без возможности всякого сопротивления.

Народ совместно с национальной элитой всегда имели возможность подняться даже после сокрушительного удара, а без элиты сделать это было практически невозможно. Только благодаря пассионарности самого народа и благодаря советской «интернациональной» политики чувашский народ сумел «само сохраниться».

Какую картину с чувашским национальным сопротивлением глобализму мы наблюдаем сегодня ? Каталонец Эктор Алос-и-Фонт живет и работает в столице Чувашии. Уроженец Барселоны рассказывает.

— Ситуация такая. Половина чувашей в Чувашии проживает в городах. В Чебоксарах вообще 63% населения — чуваши. Однако лишь 1-2% городских чувашей разговаривает со своими детьми главным образом на родном языке. Т.е. язык практически не передается следующему поколению, а если и передается, то только вместе с русским языком, причем, русский язык в этой пропорции значительно доминирует. Городских детей, свободно говорящих на чувашском языке, почти нет, при том, что даже такие дети русским языком владеют намного лучше, чем чувашским. Это значит, что второе поколение городских чувашей никогда не передаст свой язык потомкам. Напомню, это 50% от всех чувашей, живущих в Чувашии. В городских школах чувашский язык преподается только как неродной (2-3 раза в неделю), и нет ни одной городской школы с обучением на чувашском языке. Я лично просил для своих детей обучение на чувашском – мне сказали, что такой возможности нет.

Возможности нет? Хотя Конституция Российской Федерации гарантирует выбор языка обучения и воспитания? Нежелание чиновника образования это саботаж или связано это лишь с его не профессионализмом? По данным Всероссийской переписи населения с 2002 по 2010 годы количество людей, владеющих чувашским языком, сократилось на 300 тысяч человек...

Численность чувашеговорящих была 1,3 млн., а стала 1 млн. Получается, что за 8 лет число владеющих чувашским языком сократилось на 21% . В рамках Чувашии это число составляет 14%, при том, что население за этот же период сократилось на 5%. А вот за пределами республики происходит ужас! Количество чувашей, проживающих вне Чувашии и владеющих родным языком, уменьшилось на 32%. Если в Татарстане и Башкортостане, где местные власти хоть как-то ратуют за сохранение родных языков, спад сравним с показателями самой Чувашии, то в таких регионах как Самарская или Ульяновская области — просто катастрофа!

Все факты говорят о катастрофическом положении чувашского языка и о сокращении чувашского народа. Так почему же упорно продолжают молчать об этом «чувашские власти» и «чувашская элита»? Возможная, одна из причин это простая лень и не профессионализм? Если говорить о проблеме надо будет отчитываться,искать виноватых и исправлять ошибки,а так не надо ничего делать? Будем все время говорить все хорошо у нас? Возможно что у них, у чиновников, все хорошо? Проблема то остается и даже усугубляется и скоро пойдет уже необратимый процесс. Таково еще в истории чувашского народа не было.

Никогда еще чувашскую нацию при присутствии «чувашской элиты» не отбрасывало так далеко назад. А все дело в том,что элита перестала быть представителем нации и ее голосом. Прежде она была частью народа, олицетворяла лучшие качества народа. Теперь она, элита, представляет кого угодно, но только не народ и упорно молчит?

В Республиках Татарстан и Башкирия с национальными языками не все так плохо как в городах Чувашии. Значит можно и нужно работать в этом направлении и равняться на них? Может хватит прятать причины в «глобализме» и действительно пора начинать работать профессионально и для народа? Молчание элиты слишком дорого обходится нашему народу.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Тимер Акташ // 8295.2.0501
2019.02.05 15:17
Апла, еслемеллех. Керешмеллех. Паранмалла мар. Ала сулмалла мар. Пирен Перестройка опыче те пар. Постперестройка
те пулче. Ертусисем те, хастарсем те пулчес. Халь те сук мар.
Dfcbkbq // 3316.90.6532
2019.02.05 15:26
Килĕшетĕп Акапасарпа, мĕншĕн ха вырăсла çырмалла чăваш чĕлхи нушаланăвĕ, мĕскĕнленĕвĕ çинчен?
Вырăссене чăваш чĕлхи пĕтни "до лампочки" хамăр чăваш сайтĕнче хамăр чĕлхепе çырманни - чĕлхене пĕтерни

Agabazar // 6868-1262
2019.02.05 15:53
Agabazar
Кунта мана акă мĕн тĕлĕнтерет. Вырăсла çырнă, эппин, вырăссем валли.

Анчах та ку çырни вырăссене мĕн тума кирлĕ?

Вырăссем чăвашсемшĕн хуйхăрма пуçласса шанса тăрать-ши? Темĕн, апла пулмасть пуль вăл.... Ненай.

А вăт кулма, йĕкĕлтеме, йăх-йăх тума пултараççĕ: чăвашсем хăйсем начар, чăвашсенчен хайсенчен пиçмест текелем пекки тăвĕç.
Agabazar // 6868-1262
2019.02.05 16:02
Agabazar
Монголо-татарское нашествие унесшее жизни 4/5 болгар и поход Тамерлана
А вот это — чепуха. Несмотря на то, что было сказано об этом самим нашим великим историком Василием Димитриевичем Димитриевым.

Впрочем, и мысль самого Василия Димитриевча тоже выглядела иначе. Он подсчитывал соответсвующую цифру во временном промежутке 200 (двести) лет. То есть нашествие Тамерлана сюда тоже включается но не стоит отдельно.

Перечитайте по этому поводу мою статью "Арифмон". — https://chuvash.org/blogs/comments/2875.html
Тимер Акташ // 8295.2.0501
2019.02.05 17:24
Вырасла та сырсан, ытла пулме. Хулара усне, вырасла верентне чавашсене те тапратмаллах. Весем чавашла каласма, вулама та пелмессе, ханахман. Анчах, весен
ашше-амашесем ытларах чавашсемех. Весен те чунра чавашлах туйаме сук мар.
Валери Туркайан сава пур. "Вырасланна чавашсем" ятла. "Шура фарфар чашак". Шупашкар, 1994. (Касарар, васкаса чаваш раскладкасар сыртам.)
Атнер // 2903.30.7295
2019.02.05 20:49
Акапасар пупле чӑвашла!.Ку мереккене мӗн тума сӗтӗрсе килтӗн кунта.Выӑсла флудильня пур вырӑслисене валли.Ҫыр унта тӑраниччен!.Чунра чӑвашлӑх туйӑмӗ пур ха ман тесе эмерикканцӑ такалама пултарать.Чунра пур пулсан вӗрен чӑвашла,ним те йывӑр мар.Акӑлчанла укҫа тӳлесе вӗренетӗн пулсан,чӑвашла бесплат вӗрен аҫу-апуран.
Олег Самана // 2915.00.0573
2019.02.05 21:10
Если бы я умел говорить на английском языке, я бы свои фильмы не только на чувашском, на русском и на английском выпускал. Служить для узкого круга не намерен.
Agabazar // 2615.59.5216
2019.02.05 21:49
Agabazar
Атнер // 2903.30.7295 2019-02-05 20:49 Акапасар пупле чӑвашла!.Ку мереккене мӗн тума сӗтӗрсе килтӗн кунта.Выӑсла флудильня пур вырӑслисене валли.Ҫыр унта тӑраниччен!.
шалишь! Акапасара ун пек калаймастăн! Статьяна çыраканĕ Акапасар мар. Кунта çырни вăл — комментари çеç. Вырăсла çырнă статья тĕлне вырăсла панă комментари. Чăвашла статьясем тĕлне вара нихçан та вырăсла комментарисем хурса мекĕçленмен.

Тĕрĕсспе эп вырăсла статьясем çырассине те пит хирĕçех мар. Анчах та вĕсене кăшт урăхларах çырас пулать. Шăпăр-шăпăр куççуль юхтарнипе çеç никама та тĕлĕнтерейместĕн. Нихçан чăваша юратман çынсем сан куççульне шанма пуçлас çук. Пулмасть ун пек.

P.S. Кунта комментарисене страницăсемпе пухса пыракан механизм ĕçлемест иккен.
Тимĕр Акташ // 9047.2.7161
2019.02.05 22:56
1. В.И.Ленин в статье "С чего начать?" писал, что начать надо с газеты. В нашем случае - с Интернета. Он у нас есть.
2. Есть и перестроечный, и постперестроечный опыт консолидации в организации.
3. Исторический опыт показывает, что колониальные народы, в том числе чуваши, консолидируются в переломные исторические моменты, во время революций.
4. Как писал Андреас Каппелер, в нужное время происходит этническая мобилизация. См. его монографию "Россия как многонациональное государство: возникновение, история, распад". Мюнхен, 1993; М., 1996.
5. Но по Ленину, революционная ситуация должна созреть. В обычные годы идёт рутинная пропагандистская и организационная партийная работа.
6. Но, молодые чуваши могут ассимилироваться до наступления новых времён. Значит, их надо как-то кому-то учить родному языку, культуре, идеологии. Родителями, нац. организациями, структурами. Им надо отстаивать права на нац. образование в гос. образовательных учреждениях и др.
7. Нужна Стратегия сохранения и развития нации. Татары её разрабатывают. Должны и чуваши. Надо её писать и обсуждать. Создать оргкомитет.
Станислав Убасси // 1940.38.5810
2019.02.06 02:56
НАЦИ ЕНӖПЕ ҪЫХӐННӐ «ПАТРИОТИЗМ» ТЕНИ - ХАЛЬХИ ВӐХӐТ ВАЛЛИ ҪИТЕЛӖКСӖР!
Листовка-йыхрав тӑвас тенӗччӗ (Плотников сайт синчех пичетленсе тухнӑччӗ).
Ӑнлантару

Вырӑссем валли, тата вырӑсланнисем валли! Уйрӑмах: шкул директорӗсем, тата вӗрентекенсем (учительсем) валли - чӑваш класӑсене тултарма, ашшӗ-амӑшсене ӳкете кӗртес (агитацилес) енӗпе ӗҫлеме.

Тӗп шухӑш ҫакнашкал. Наци енӗпе ҫыхӑннӑ ПАТРИОТИЗМ тени - хальхи вӑхӑт валли ҫителӗксӗр. Ҫеҫпӗл саманчӗ, шел пулин те, иртсекарӗ. Ҫынсем халь пур япалана та ПРАКТИКА критерипе, УКҪА критерипе виҫеҫӗ.

ҪАВ ЯПАЛАПА, ПАЯНХИ ПАЛЛИСЕМПЕ КРЕАТИВ ШАЙӖНЧЕ УСӐ КУРМАЛЛА ТА!

Улатӑрта "Домашняя газет"ӑра" пичетленине мӗлле йышӑннӑ пирки кайран каласа паратӑп.

Листовка текстне, кӑшт улӑштарнӑ хыҫӗнхине, тепӗр коментра кӑларатӑп. Унта тата якатмаллисем пур. Пулӑшӑр.

Страницӑсем: 1, [2], 3

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем