Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -4.7 °C
Васкакан вакка сикнӗ тет.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Параметры чувашского самоутверждения

Виталий Станьял27.01.2015 18:1014000 хут пӑхнӑ

(Выступление Председателя Центрального совета старейшин Виталия Станьяла на постоянном симпозиуме Центрального Совета старейшин и ЧНАНИ).

Неохватно много теоретических разработок по определению этнической идентичности наций и гражданственности общества, решений о правах коренных народов, деклараций, концепций, политических заявлений о свободе народов и личностей. Имеются также сборники материалов по делам национальностей Чувашской Республики, концепции, договоры и программы государственной национальной политики и бесконечное множество различных публикаций. Позвольте мне коснуться некоторых вопросов этой большой темы.

 

Для кого составлена Национальная политика Чувашской Республики? Как известно, «высшей целью национальной политики ЧР является обеспечение оптимальных условий и возможностей для полноправного участия проживающих на территории ЧР национальностей в политическом, социально-экономическом и национально-культурном развитии республики» (Сборник материалов по делам национальностей, Чебоксары. 1999, с. 8). Таким образом, эта концепция республики нацелена не на судьбу коренного чувашского народа, а на улучшение условий проживания и участия представителей других национальностей в политике и государственном управлении ЧР или, по-другому, опусканием положения чувашей до интересов дисперсно проживающих среди нас американцев, немцев, китайцев, таджиков, азербайджанцев, украинцев, армян… Как будто чуваши по-прибалтски или по-кавказски экстремальны и необходимо защищать шихирданских татар, порецких эрзян или других недавно прибывших гостей от неравенства.…Хотел бы спросить у руководителей национальных центров Чувашии - так ли это? Нет, толерантнее чувашей еще надо поискать! Ничего не скажешь, национальная политика ЧР - пасынкового субъекта Российской Федерации - очень даже интернациональна! Поэтому в столице Чувашии вывески на домах и учреждениях – на 70 % на английском, 29 – на русском, на ломано чувашском – 0, 6%. Поэтому уроки чувашского из школы изгнаны на уровень субботних факультативов - в пользу английского и других иностранных языков. Лицей и классы углубленного изучения закрыты, гимназий для одаренных детей нет. Хотя для «крутой элиты» полузакрытые заведения процветают. Это – позиция Минобразования ЧР с ссылкой на указания центра Российской Федерации. «Прежде всего необходимо пересмотреть концепцию Закона об образовании в РФ и внести в него поправки, устраняющие региональный принцип организации содержания образования и устанавливающие единые государственные стандарты образования на всей территории России... Государство должно взять на себя роль «воспитателя нации» и, осуществив правовое и социоэкономическое выравнивание регионов, интегрировать их в единое… пространство России» (Ю.Д.Гранин. Этносы, национальное государство и формирование российской нации. М, 2007.с.153). Чем не политика царской России? Только вместо слова «русификации» вставлено иностранное слово «интегрировать».

Мне кажется, что главной целью государства является обеспечение стабильности и нормального управления страной, а не воспитание нации. Воспитание нации, наверное, есть прерогатива самих этносов и гражданского общества. «Обеспечение оптимальных условий и нормальной жизни» как-то стало выходить боком для чувашской нации - мы являемся меньшинством в России и.теперь нас причислили к меньшинству в родной республике. Можно ли думать о каком-либо приложении усилий для равного положения чувашей среди других народов? Остается заниматься самозащитой. Кому - самим? Надеялись на Чувашский национальный конгресс, на региональные культурные автономии. Конгресс в первом десятилетии своего существования занимал позицию координирующего штаба всех сил гражданского сообщества. К нему тянулись творческие коллективы, многочисленные политические партии, бизнесмены, спортивные, ветеранские, молодежные, женские, детские организации, профессиональные союзы, социальные, правозащитные, юридические группы, волонтерские и благотворительные фонды. Каков результат? Национальный конгресс, образованный как представительный орган всей чувашской нации с охватом диаспоры, стал рядовой конторой с членством, с взносами-заявлениями и опустился до уровня бизнес-шоу клуба. Президиум с Исполкомом ЧНК, ополчившись на Центральный совет старейшин, Народный Хурал, гражданское общество, стал комплиментарным придатком (фактически – вредным аппендиксом) при государственной власти.

Ни президиум ЧНК, ни административные органы Республики до сих пор не поняли, что правовое государство и гражданское общество находятся в диалектическом единстве. И это единство не может быть не противоречивым, легально оппозиционным, потому что на определенных этапах или моментах интересы власти и народа, объективные оценки событий могут не совпадать. Саморегулирующееся гражданское общество, способное объединить массу свободных людей и социальных слоев вокруг общей идеи, важной цели, при мудром и прозорливом правительстве всегда имело спаянность и мужество, что приносило успех даже в самых трудных ситуациях. Постсоветское Чувашское правительство все еще находится в тумане прежнего неверия к конструктивным силам и завуалированной жесткостью подавляет активных и честных людей, продолжает затаптывать многие гражданские инициативы.

Что делают республиканские отделения партий, государственные органы? Нужно признаться, что их задачей стало - это реально видно без изучения политики – нивелирование чувашской нации по образцу США.

Намерения Президента Российской Федерации В.В.Путина о поддержке гражданского общества до нас доходят лишь «для галочки». Даже влияния Общественных палат и отделений Всероссийского Народного фронта все еще не заметны. Мне кажется, местные нувориши их парализовали с самого рождения. Когда на Президента РФ яро наступил мировой империализм и олигархическая элита, за его спиной стала подгрызаться перекормленная чиновничья пятая колонна.

Под благовидным желанием в многонациональной России придумали доктрину образования Русского национального государства. Это не что иное, как долговременная мина, чтобы разладить испытанную в труде и боях сплоченность многонациональной страны. Кому это нужно? Русскому крестьянину? Карельскому рыбаку? Башкирскому нефтянику или якутскому оленеводу? Может балкарскому скотоводу? Нужно алчным буржуям, которым до лампочки стратегические цели государства и принципы социальной справедливости. У олигархов своя держава – золотая, и она по сути своей никогда не может стать демократической.

Мы, чуваши, как нация – задавленные на рыночных рельсах экономически и финансово – с трудом прошли грань физического и морального уничтожения, но мы не потеряли своего внутреннего духа стойкости. Держимся на вековом испытанном качестве «аптраманлёх» и отходных «калымных» подработках. Постсоветских депутатов и правящих собственников, утонувших в денежной халяве и заграничных идеалах, судьба ни российского, ни чувашского трудового народа, а также бедность целых регионов не волнует. Кого же мы можем разжалобить, в Москве, кто нам вытрет слезы в Чебоксарах? Никто. Только сами. Но нам еще надо выйти из «своих крайних хат», дорасти до общенациональной цивилизованной сплоченности, определить твердую гражданскую позицию, добиться права гласно давать справедливую оценку действиям членов правительства, депутатов, служителей правоохранительных органов.

В такой ситуации, когда республика теряет статус государства и нет в ней современного гражданского общества, мелькает слабая возможность надеяться на традиционную общинную защитную форму Халёх Хурал. со старостами, местными административными лицами, советами старейшин, активистами местных юридических, финансовых, хозяйственных, общественных, культурно-просветительских и других сообществ. Может, Общероссийский Народный фронт с функциями твердого контроля, народной инициативы, освободившись от кланово-партийного давления, станет выразителем требований трудящегося народа?

Власть имущим гражданское общество не нужно. Своей властью они разжигают всякие конфликты, разлагают общество и давят на моральные ценности нации.

 

2. Кто такой чуваш и стоит ли его защищать? Перепись населения показала, что нас с двух миллионов осталось лишь 1440 тысяч человек. Потери огромны. Результат горбачево-ельцинской предательской политики оказался ошеломляющим. Нация затравлена. Самосознание народа выбивается всеми мерами. Отменили в паспортах графу о национальной принадлежности. Мешало нам знать свою национальность? Нет. Из Конституции ЧР убрали слово «государство». Мешало оно нам быть гражданами и патриотами России? Нет. К чему бы это? К американизации России.

Молодое поколение России полностью воспитывается по соросовской антирусской программе. Официальные СМИ республики и Чувашское министерство образования в пропаганде ложных ценностей снова идут впереди всех – куда там татарам, башкирам, ингушам, чеченцам да якутам!

Немалая часть молодых чувашей сейчас стала думать, что быть чувашом плохо, неперспективно, стыдно. Это продукт национальной политики Чувашской Республики, результат школьного воспитания и пропаганды СМИ. Это на руку «нашим иностранцам», прибравшим российские недра и финансы в свои руки. На радость им, мы, распродав свои крохотные участки, уже живем не на своей земле, мы – даже не российские крепостные, а кандидаты в космополитических рабов. Только где там наше место? В подворотне, за сараем у туалета!

Тысячелетиями мы были детьми одного развивающегося этноса. Нашу книгу истории съело нашествие «красной коровы» и теперь путаемся в трех соснах – то шумерами пишемся, то гуннами, булгарами, суварами. Если мы дорожим своей честью, то надо твердо держаться своего имени – чуваши мы, древние сувары-сувазы: су+азы, водные азиаты («аз»- «восток») и ничего постыдного в нашем имени нет! Надо гордиться, что в здравом уме, трудолюбии и честной морали сохранились, прошли до Волги от реки Ахрат (Евфрат) через Тибет, Китай, Алтай, Сибирь, Крым, Кавказ, через многострадальные тысячелетия - вопреки всем кровавым войнам, диким насилиям и гонениям со времен Модэ и Атиллы.

Чуваш тот, кто по рождению чуваш. Чуваш тот, кто считает себя чувашом. По воле большевиков и своих недальновидных политиков больше половины чувашского народа оказалась вне пределов Чувашской Республики, но не потеряла своего языка, традиций и чувства национальной идентичности. Сейчас этому чувству искусственно и ускоренно хотят положить конец. Результат воспитания налицо: молодое поколение диаспоры и городов республики считает себя вне национальности или относит себя к русскоязычному конгломерату. Хорошо это или плохо? Спорить нет смысла. Как говорят чуваши – таси паха (скатертью дорога)!

Размытая или двойственная национальность по отцу и матери расширяется геометрически. Это весьма сложный процесс социальной инженерии и дети здесь не виноваты. Виновны мы, старшее поколение. В бесконечной нужде и унижении, в трудах за кусок хлеба не могли заниматься содержательным воспитанием своих детей и потеряли целое поколение. Национальность – естественный социокультурный организм, это – мироощущение, внутреннее состояние человека. У нового поколения, вполне возможно, скоро будет манипулированное евро-американское самочувствие.

Нет слов, оторвавшийся от родных корней чуваш может предпочитать иную идентичность, скажем, в связи с русским или каким-либо иным народом, объявлять себя вселенским гражданином. Индивид может присоединиться к любой другой этнической общности, раствориться в ней. В силу условий работы, родственных и семейных связей, места проживания и культурных или карьерных интересов он может выбирать себе любую национальную или государственную принадлежность. Но человек по природе своей безусловно относится к национальности родителей, хотя может назвать себя представителем той этнической общности, которую выбирает по доброй воле или вовсе и не коснется этой темы. Но надо помнить, что «каснӑ чӗлӗ каялла ҫыпӑҫмасть: расхута каять» (отрезанный ломоть идет в расход). Иванушки без родства никогда и ни у кого не были в почете. Возможно ли, что когда-нибудь безродные люди будут патриотами, а не наемными защитниками, тренерами, воспитателями общероссийского гражданского общества?

Сотни примеров, когда дети чувашских переселенцев стали американцами, немцами, французами, поскольку растут в этих странах, в среде их культуры и никогда не имели памяти или знания о своих родословных корнях. За это их ни ругать, ни жалеть и защищать от кого-либо не надо. Это их судьба. Может, обернется к счастью, если объединяющееся человечество придет к общеземному мирному знаменателю. Но когда это будет?

 

3. По государству мы - россияне, по самосознанию - чуваши. Нет противоречия в том, что мы – приверженцы общероссийской цивилизации - по национальной принадлежности являемся крепко убежденными чувашами. Мы много веков были и сейчас остаемся патриотами России, а не Идель-Урала или Тюркистана… И это решение не от бедности ума, не от отсутствия в республике нефти, алмаза, золота. Это самосознание не от царских указов, не от сталинских приказов или путинских призывов. Это в крови чувашского народа от исторического понимания своей судьбы, от сознательного решения наших пращуров.

Московские шовинисты во всю имперскую историю стремились давить и рассеять инородцев. Некоторые политики и посейчас думают, что иные малочисленные нации угрожают целостности единой России и давят на них по всем параграфам. Играя политикой, смито-тишковцы (сторонники инструментально-модернистского толкования проблем нации) выдвинули идею государственного национализма. Стирая культурные различия этносов (уничтожая языки, нравственность, религию, право, экономику), хотят Россию делать однонациональной, единокультурной русской державой. Нашли проблему. Не было другой печали! Еще в 1861 году (когда в России господствовало крепостное право) Оксфордский профессор истории лорд Эктон писал: «Государство, неспособное удовлетворить запросам различных племен, ставит себя в положение обреченного; государство, действующее в направлении ослабления, поглощения или изгнания их, уничтожает свою жизнеспособность; государство не обладающее ими, лишено важнейшей основы самоуправления» (Нации и национализм. М., 2002, с.50). Когда это писано! Современные великороссы и космополиты, желая поглотить российские малые этносы, наводят среди нерусских социокультурную, националистическую дискриминацию и вызывают рост напряженности с целью запутывания федеративного устройства Российской государственности. Это провокационная антидемократическая политика, политика насилия и ненависти, а не политика уважения и толерантности. Враждуют и воюют не этносы. Разжигали и разжигают войны не народы. Готовят их продажные люциферы, начинают зарвавшиеся наполеоны и гитлеры.

Некоторые политологи, не забывая книгу Николая Полевого «История русского народа», продолжают считать нас пасынками русского народа и сорной травой на полях России. Нет нашего слова и нет татарских, башкирских, марийских, удмуртских, чувашских песен на манипуляционно зомбирующих экранах и страницах большинства Центральных СМИ. Нет нормального чувашского телевидения и всеохватного радио. Чувашское национальное радио не ловится даже в Чебоксарах!

Усиливается явная дискриминация коренных народов Федерации и республик. Это и есть подкоп под федерализм, стремление взорвать полиэтническую целостность страны. У этой политики есть конкретные авторы. Они процветают на американские доллары при нашем безучастном молчании.

Вся история Европы (Югославия, Венгрия, Ирландия, Босния, Каталония, Латвия, Сербия, Эстония) показывает, что этносы ни за что не исчезают вследствие ассимиляции, и нет смысла заниматься антиестественным делом.

 

4. Право на религию и культуру. Силой оружия и огня отняли у чуваш право на древнейшую этнорелигию сардаш и в течение нескольких веков вначале превращали в магометанство (все Приказанье фактически является омусулманившимся чувашским краем), а в ХУШ-Х1Х веках мечом, крестом и всевозможными притеснениями причастили к православному христианству.

Но, как известно, религиозная принадлежность не равна национальному сознанию. Тем не менее, смена религиозного ориентира в большинстве случаев означала смену национальной идентичности. Целые чувашские общины, сопричастные к татарским селениям, под усиленной агитацией мулл и притяжением мечетей массово переходили обратно в магометанство даже после долгих десятилетий пребывания в православии и окончательно стали мусульманами, записались татарами. То же самое произошло с арскими чувашами, ставшими удмуртскими бесермянами.

Часть сербов, приняв ислам, стала муслиманской, другая часть, принявшая католицизм, стала хорватской. Целостный народ индусов, приняв ислам, разделился на две части вплоть до образования двух стран – Пакистана и Индии. Таких примеров в мире бесчисленное множество.

Принятие православия, пусть под грубым нажимом, позволяла чувашам сохранить свою традиционную религию и продолжать совершать тысячелетние обряды. И остаться чувашами. А вот ислам в чувашах – в силу общности языка, многих ритуалов и привлекательностью обращения - полностью поглощал прежнюю идентичность и незамедлительно превращал их в татарское население. Об этом писали Николай Ильминский, Каюм Насыри, Даниил Филимонов, Николай Никольский.

Сейчас во всех официальных источниках говорится, что чуваши – сплошные православные. И ставят церковь на церкви. .Это не соответствует истине. Теперь среди нас живут не только чуваши православные или этнорелигиозные, немало также сторонников ислама (уже несколько мечетей в Чебоксарах), буддизма, католицизма и еще других разных сект. Поскольку православие и государственная политика откровенно враждебно наступают на чувашскую религию сардаш (запретили общину и строительство керема, расстреляли священный Юба в парке 500-летия Чебоксар, остановили издание книги молитвословий), сторонники традиционной веры и их дети с легкой душой отходят в другие религии. Позиция государства и православия ошибочна, потому что двулична, слова о равенстве всех религий не соответствуют закону и толкают чувашей в воинствующий ислам.

Чуваши никогда не были фанатами религии. Чувашская традиционная вера больше чем религия. Это проверенная веками форма бытия народа, это его мораль, нравственность, матрица жизнедеятельности. Этого не понимали ни миссионеры православия, ни большевики, не учитывают современные властители. Вытравливая из народа его стержневые духовные качества, растим безнравственных перекати-поле, безразличных инфантов, аморальных неграждан. Это – очевидный факт, этого отрицать невозможно. Это ли нужно великой России?

Духовность чувашского народа, основанная на умении жить сообразно природному предназначению, условиям существования, высока как показатель жизнестойкости, целеустремленности, определения смысла ценностей, отношения к людям и миру. Духовность - целостность взглядов, ценностных ориентаций, представлений, верований, убеждений, отношений – просто так по наследству не передается. Если православие сыграло решающую роль в формировании русской духовной и светской культуры, то почему не признать, что чувашская национальная культура зиждется именно на нашей традиционной духовно-этнорелигиозной морали? Воинственно-враждебное отношение и давление со стороны официальной власти на чувашское полнокровное древнейшее верование сардаш усугубляет силу внутреннего отторжения от власти определенного и немалого слоя мыслящего населения и лишь усиливает антипатриотическое мироощущение масс.

 

5. Канут ли чуваши в Лету? В эпоху пресловутого транснационализма, единения всего человечества Земли, Централизации всемогущего финансового капитала возможно ли в России создание внеэтничного, внерелигиозного, вненационального единого российского народа по американскому типу? Пока нет. Куда денете русских, татар, башкир, чеченцев? Думаете, они добровольно, как тихие чуваши, марийцы и удмурты, уйдут с арены мира? Не уйдут. Крупно ошибаются российско-американские кабинетные проектировщики государственного устройства Российской Федерации, стараясь наше национальное сознание погасить искусственными конструктами, создаваемыми по политическим заказам и застарелым европейским учебникам. Механический способ растворения национальных республик силой экономического и культурного давления и покорение «иных народов», как и давление буржуазного мира разными санкциями и политическими агрессиями на Россию, не соответствует современной человеческой мудрости. Фантастическое разделение людей на 20% богатых за счет ограбления всей массы страны тоже не вписывается во взгляды постсоветского трудового населения.

Не следовало бы некоторым российским политикам блуждать в средневековых мышлениях. Когда развитие мира ведет во Вселенную и Космос, требует консолидации всех земных сил человечества - богатая, но живущая в массовой безработице и нестабильной сфере труда Европа не без корысти грызется с Россией. По их указке коррумпированная пьяная власть нас загнала в хаос и безработицу. Но чуваши трудиться не переставали и еще в России имеется немалый простор мирно творить и утверждать справедливую жизнь. Нужно твердо знать – чуваши пять веков являются российским народом, и земля от Калининграда до Курильских островов для чувашского народа давно стала родною!

Чуваши не собираются уйти в небытие. Наша историческая родословная крепко держится в народной памяти. Мы твердо верим, что без нас мир осиротеет («Чӑваш пӗтсен тӗнче пӗтет»). И чувства Российской гражданственности от нас никакими теоретическими выкрутасами, никакими притеснениями и национальным унижением отнимать не удастся. Мы всегда были верны Родине и Отчизне, мужественно защищали ее во все времена не хуже других народов. У чувашского народа была и есть своя этническая и общинная солидарность (что ныне можно определить понятием «гражданское общество»), которую ныне власть, партии и мошенники хотят развратить в силу своих корыстных целей.

 

6. Чтобы ладить с народом, власти нужна мудрость. Понятие гражданского общества идет со времен древней Греции, Шумера, Рима, Хуннского каганата и в наше время означает определенную систему общественных отношений с целью справедливого решения государством многообразных экономических, политических, духовных интересов граждан и ограждения населения от грабительского натиска колоссально богатой кучки собственников. Без справедливого распределения общественного дохода, без сглаживания баснословной разницы оплаты труда, без демократической, правовой политики власти, без защиты ею гражданских прав и равенства людей в олигархическом капиталистическом Российском государстве речи о полнокровном гражданском обществе быть не может. Олигархия и демократия сильно противопоказаны друг другу по своей сути!

Гражданское общество и демократическое государство как две формы социума, как две стороны одной медали, крепко взаимосвязаны. В принципе, гражданское общество противостоит власти, потому что выражает интересы широких масс, что не импонирует господствующей прослойке чиновников и капиталистов.

В ситуации глобальных изменений и в рамках антинародных законов самоуправляемое гражданское общество едва ли может состояться, плодотворно и ненасильственно взаимодействовать с государством. Видимо, ситуация не изменится без новых декабристов и воинства разночинцев.

Отношение гражданского общества к государству обуславливается самим структурным оформлением их как совокупности независимых от государства объединений, партий, ассоциаций, союзов, оказывающих влияние на внутригосударственную политику. В конечном счете, гражданское общество может и должно контролировать государство, ибо не народ для власти, а власть от народа. Первооснова не начальник, а коллектив. Демократическое государство должно быть заинтересовано и играть основную роль в развитии динамичного, активного общества и устанавливать для него четкие правила действия, выработать идеологию и стратегию взаимодействия. Если будет реализовано такое взаимодействие, то установилось бы стабильное равноправное и творческое сосуществование гражданского общества и правового государства.

Каковы миссии, ценности, принципы некоммерческих общественных организаций Республики, кто координирует их действия, какова установка на развитие гражданского общества в Чувашской Республике? Центральный Совет старейшин хотел было получить ответы на эти вопросы, но пока ответа нет. Но зато имеем недвусмысленное давление со стороны ЧНК. Это уже сигнал на разрушение основ чувашского гражданского общества. Чей зачин? Москвы или Чебоксар? Какая подоплека лежит за этой инициативой?

У Президента Российской Федерации В.В. Путина, решительно выбравшего курс на державного - полиэтнического правового государства и на усиление гражданского общества Российской Федерации, не должно быть причин сомневаться в патриотической твердости, непоколебимом духе и верности чувашской нации своей великой Родине.

Надеемся, Кремль не позволит коррумпированным силам разжигать в Чебоксарах «национальный котел» и сбивать чувашский народ с исторически проверенного и безальтернативно правильного пути.

 

Станьял Виталий Петрович,

Председатель Центрального Совета чувашских старейшин,

Почетный президент Чувашской народной академии наук и искусств.

8-917-650-30-89; v.stanyal@yandex.ru

30-31 декабря 2014 г.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

александр // 3039.68.3980
2015.02.06 16:38
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментарисем статьясем вырнаҫтармалли вырӑн мар
александр // 3039.68.3980
2015.02.06 16:42
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментарисем статьясем вырнаҫтармалли вырӑн мар
александр // 3039.68.3980
2015.02.06 16:45
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментарисем статьясем вырнаҫтармалли вырӑн мар
александр // 3039.68.3980
2015.02.06 16:49
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментарисем статьясем вырнаҫтармалли вырӑн мар
александр // 3039.68.3980
2015.02.06 17:33
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментарисем статьясем вырнаҫтармалли вырӑн мар
александр // 3039.68.3980
2015.02.06 17:53
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: комментарисем статьясем вырнаҫтармалли вырӑн мар
Акапасар // 4238.08.3495
2015.02.10 17:16
Эх, Элексатăр, Элексантăр...
Кунта чăваш хăнепалăртавĕн параметрĕсем çинчен калаçас пулать...
2015.03.05 14:59
Владимир Изачак
Конечно, статья эта - статья взволнованного человека. Однако, исчезновение нашего языка, похоже закономерный процесс.Цитирую:
"Вся история Европы (Югославия, Венгрия, Ирландия, Босния, Каталония, Латвия, Сербия, Эстония) показывает, что этносы ни за что не исчезают вследствие ассимиляции, и нет смысла заниматься антиестественным делом".
Ошибочка! Совершенно недавно, при моем детстве еще (лет 60-70 назад, старики нашей деревни (Ядринского района)рассказывали, как они ездили в гости к друзьям мерянской национальности, на территории Нижегородской области. (Мире). Где они теперь? С исчезновением языка, исчезает и народ - растворяется в лучшем случае.
Agabazar // 1319.21.4426
2015.03.05 15:15
Agabazar
Ку шутсăр ăслă этем "ошибочка!" текелеме хăтланать-ха...

Малтан Станьял кам иккенне ăнкарса илме тăрашăр, унтан вара шухăшласа пăхăр: ВĔÇКĔНЛЕНСЕ "ошибочка!" тени вырăнлă-и е вырăнлă мар-и....

Agabazar // 1319.21.4426
2015.03.05 15:18
Agabazar
Мартăн 12-мĕшĕнче Гуманитари ăславĕсен институтĕнче "чăваш параметрĕсем" çинчен калаçма май пур.

Камăн май пур, çав конференцие çитсе килме тăрăшăр, тархасшăн!


Страницӑсем: [1], 2, 3

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем